В небе, на воде и на суше
Материалы выпуска
Край девяти портов Решения В небе, на воде и на суше Инструменты Что покупает и продает Кубань Рынок Малый, но важный Инструменты Поле для хай-тека Инновации Туризм с синергией Рынок Регион в спортивной форме Инструменты Своя лоза: новые вызовы для российских виноделов Решения
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

В небе, на воде и на суше

Какие транспортно-логистические проекты в Краснодарском крае будут определять будущее экономики региона и страны.

По территории Краснодарского края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, ориентированные на курорты Черного и Азовского морей и имеющие выход на девять морских портов, через которые осуществляется международное пассажирское и грузовое сообщение. На Азовском море это Кавказ, Ейск и Темрюк, на Черном — Тамань, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи.

В силу географического положения край можно назвать транспортным окном России в южные страны. Морские порты, сеть железных и автомобильных дорог, аэропорты, магистральные газопроводы выполняют важные стратегические функции для всей российской экономики в целом, говорят в пресс-службе региональной администрации.

С точки зрения интеграции транспортной системы Краснодарского края в федеральные и международные транспортные коридоры важную роль играет эффективное сопряжение различных видов транспорта, говорит член генерального совета «Деловой России», руководитель подкомитета по безопасности на инфраструктурных объектах Юрий Данилов: «Повышение уровня экономической связанности территории посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, на мой взгляд, станет одним из драйверов развития экономики».

Соответствующий подход, в частности, заложен в концепцию комплексного проекта «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна», реализация которого предусмотрена федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». Стартовал проект в 2014 году, завершится в 2020-м. Финансирование — в рамках инвестиционного бюджета РЖД. Элементами проекта, в частности, является строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла (КЖУ), электрификация и комплексная реконструкция линий Таманского полуострова, комплексная реконструкция участка М. Горький — Котельниково — Тихорецкая — Крымская. Часть работ уже выполнена (например, в феврале 2019-го было запущено движение по обходу КЖУ на участке протяженностью 69 км), часть планируется завершить в конце текущего — начале 2020 года.

Точки роста

На сегодня пропускная способность железнодорожной инфраструктуры края не совсем отвечает потенциальному спросу на перевозки грузов, следует из материалов Института экономики развития транспорта (ИЭРТ). Это не позволяет в полном объеме обеспечить полноценные межрегиональные транспортно-экономические связи промышленных центров Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа и портами Азово-Черноморского бассейна. «Недостаточная мощность транспортной инфраструктуры, в том числе на территории Краснодарского края, сдерживает развитие портов юга России. В первую очередь это касается самого крупного транспортного узла на черноморском побережье — Новороссийского морского порта», — соглашается Юрий Данилов.

Согласно оценкам специалистов ИЭРТ, после реализации комплексного проекта объем перевозимых грузов (нефтепродукты, каменный уголь, рудные грузы, химические и минеральные удобрения, черные металлы) составит более 125 млн т в год при базовом значении в 2015 году 75 млн т. «Реализация проекта носит стратегический характер, так как является составной частью транспортного перехода через Керченский пролив, который будет интегрирован в транспортную сеть России», — сообщили РБК+ в пресс-службе краевой администрации.

По мнению Юрия Данилова, в плане преодоления транспортных ограничений важную роль может сыграть претворение в жизнь мегапроекта торгово-транспортно-логистического кластера «Южный экспортно-импортный хаб». В начале года на встрече с вице-премьером Михаилом Акимовым о соответствующих планах рассказал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. «Этот инфраструктурный проект объединит девять портов, четыре аэропорта, а также сеть промышленно-логистических центров. В итоге хаб обеспечит совершенно иные возможности для экспорта продукции кубанских производителей на мировой рынок», — цитировали СМИ главу региона. Проект, в частности, предусматривает возведение в Краснодаре нового здания аэропорта к 2022 году, модернизацию порта Тамань, строительство современной автотрассы вдоль черноморского побережья от Джубги до Сочи.

«Это долгосрочный проект, имеющий существенный экспортный потенциал. Российский бизнес очень заинтересован в возможности экспортировать свою продукцию на внешние рынки через кубанские морские порты. Поэтому очень надеемся, что проект будет реализован, и российские предприниматели получат новые крупные рынки сбыта», — отмечает Юрий Данилов.

Место для грузов

Еще одним знаковым событием в плане развития кубанской транспортной инфраструктуры может стать строительство на территории края узлового грузового транспортно-логистического центра (ТЛЦ) мощностью до 4,8 млн т грузов в год. В 2012 году концепцию создания сети из 13 подобных объектов на территории страны на базе своей инфраструктуры представила компания РЖД. Окончание реализации всего проекта запланировано на 2024 год. Каждый объект будет включать в себя интермодальный терминал (контейнерные и контрейлерные перевозки), терминал для обработки генеральных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, универсальный складской комплекс, в том числе низкотемпературного хранения, центр таможенного оформления, деловой центр. Для кубанского ТЛЦ предварительно определены две площадки, рассказали РБК+ в пресс-службе администрации Краснодарского края. В частности, основной исполнитель федерального проекта «Транспортно-логистические центры» — ФКУ «Ространсмодернизация» выбрало участок в Крымском районе, который можно использовать в числе прочего как «сухой порт» для перевалки грузов из Новороссийского транспортного узла. В свою очередь, компания «Базэл» предложила для размещения ТЛЦ свою территорию, прилегающую к аэропорту Краснодар, и выразила готовность к участию в проекте.

Большое внимание в регионе уделяется развитию механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). В частности, международный институт развития — Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) в партнерстве с Национальным центром ГЧП сейчас работает над созданием онлайн-центра для инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в инфраструктурные проекты на основе государственно-частного партнерства. Предполагается, что платформа начнет работать с проектами на территории Краснодарского края и Ростовской области, а открыта будет для всех 11 стран — членов ЧБТР.

«Относительно Кубани могу сказать, что благодаря этому сотрудничеству повысится инвестиционный и экспертный потенциал региона, большой шанс для реализации получат приоритетные региональные инвестпроекты, наиболее важные для региона, в том числе инфраструктурные, транспортные», — рассказал РБК+ президент ЧБТР Дмитрий Панкин.

Дороги большие и малые

Большое значение для экономики региона также имеет развитие ответвлений автодорожных маршрутов международных транспортных коридоров Север — Юг и Транссиб, проходящих через территорию региона. Наличие выхода с этих трасс к внешнеторговым путям является весомым фактором инвестиционной привлекательности региона для бизнеса, связанного с транспортным обслуживанием: перевозка и логистика, перегрузка грузов в крупных транспортных узлах, техническое обслуживание транспорта и пр., отмечается на инвестпортале Краснодарского края Investkuban.ru.

Автомобили — наиболее распространенный транспорт в регионе, подчеркивает завкафедрой организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета Татьяна Коновалова. По ее оценкам, региональный автопарк включает свыше 32 тыс. автобусов, более 170 тыс. грузовых автомобилей. А по количеству легковых автомобилей (почти 1,8 млн) в прошлом году край занимал третье место в стране, уступая лишь Москве и Подмосковью.

С точки зрения развития автодорог, общая протяженность которых на территории региона, по данным регионального инвестпортала, составляет около 41 тыс. км, Краснодарский край является одним из лидеров среди российских регионов. Доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, по итогам прошлого года составила 68,5%, говорится в материалах Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). С этим показателем регион занимает первое место в Южном федеральном округе и восьмое — в России.

В плане реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» регион в 2019 году отмечен правительством РФ как один из лучших. Об этом, в частности, в конце декабря на круглом столе в пресс-центре «РБК Краснодар» рассказал замруководителя ГКУ «Краснодаравтодор» Андрей Косьянов. В рамках нацпроекта проведение работ предусмотрено в Краснодарской, Сочинской и Новороссийской агломерациях. Помимо федерального проекта есть также краевая программа «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края». Ежегодно в рамках дорожных программ, по словам Андрея Косьянова, в регионе должен производиться ремонт не менее 700 км дорог. По данным того же источника, объем регионального дорожного фонда в 2019 году составил 34 млрд руб. Эта сумма включает такие расходы, как строительство, ремонт и содержание дорог и путепроводов, устройство освещения, земельные налоги и т.д.