По данным обновленной в середине 2019 года «Стратегии развития Краснодарского края до 2030 года», общий выпуск и добавленная стоимость туристической отрасли региона с 2011 года устойчиво росли, составив в 2016 году 5,3% ВРП. К 2030 году, согласно стратегии, доля сектора в экономике края должна удвоиться на фоне роста туристического потока за тот же период на 39%, до 22 млн человек. В 2019 году в Краснодарском крае побывало более 17 млн отдыхающих, оценил в конце декабря его глава Вениамин Кондратьев, что соответствует базовому сценарию документа. По словам губернатора, особенно вырос интерес к аграрному туризму: за 11 месяцев этого года чайные туры, рыбалки, пасеки, сельскохозяйственные фермы и винодельни посетили более 600 тыс. человек против 550 тыс. год назад.
Посмотреть, поесть и отдохнуть
По данным краевой администрации, сегодня в крае создано порядка ста объектов сельского туризма: фермерские хозяйства и агротуристические комплексы, этнографические парки, устричные и форелевые хозяйства, экзотические — страусиные, крокодиловые и улиточные фермы. С начала 2019 года появилось шесть новых объектов туристического показа.
Позитивная динамика развития туристического и санаторно-курортного комплекса подтверждается и косвенными индикаторами. В 2019 году сервис бронирования жилья Tvil.ru назвал Краснодарский край одним из трех самых популярных туристических направлений в стране. Регион занял четвертое место в национальном рейтинге туристической привлекательности Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнала «Отдых в России», при этом за девять месяцев 2019 года в казну края поступило почти 170 млн руб. туристического сбора, что на 10% больше годового плана, сообщили в региональном министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия.
В недавней работе, посвященной оценке туристического потенциала региона и эффективности его управления, ученые Татьяна Юдина и Цогик Григорян из Сочинского госуниверситета заключают: «Регион характеризуется одними из наиболее благоприятных социально-экономических и экологических условий для туризма среди регионов России, хотя его производительная мощность невелика (регион может принять не более 16% российских туристов). Эффективность управления туристическим потенциалом края, по данным на 2018 год, также достаточно высока — он реализован более чем на 92%».
Анализ глобальной конкурентоспособности региона, который положен в основу стратегии его развития до 2030 года, сделанный консорциумом «Леонтьевский центр — AV Group» на основе AV Regions Competitiveness Index (AV RCI; индекс конкурентоспособности регионов, разработанный на базе подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развития — профессоров Франсуа Перру, Майкла Портера, Йозефа Шумпетера), выделяет Краснодарский край как лидера среди регионов РФ по природно-ресурсному потенциалу за счет потенциала сельского хозяйства и туризма.
Именно эти два сектора эксперты консорциума определили в качестве «флагманских проектов», которые призваны послужить появлению двух основных взаимосвязанных кластеров «умной» экономики региона к 2030 году — экологизированного АПК с глубокой переработкой и туристско-рекреационного кластера с единой платформой сервисов для отдыхающих и туристов. Реализация такой стратегии призвана устранить традиционные проблемы отрасли: недостаточный уровень сервиса при высокой цене; сезонность работы курортов; недостаточная диверсификация турпродукта; нехватка развлекательной инфраструктуры (особенно в межсезонье) и недостаточный объем инвестиций. Системное развитие туристической сферы, продолжают эксперты «Леонтьевского центра — AV Group», также послужит катализатором развития смежных отраслей, от промышленности до образования, создавая дополнительный спрос на исследования, кадры, технологии и промышленные продукты.
Приоритетом краевые власти называют развитие внесезонного событийного, культурно-познавательного, аграрного, делового и эногастрономического туризма; в традиционных сферах — пляжном, морском, санаторно-курортном отдыхе — регион стремится прежде всего повысить качество сервиса.
Кластерный подход
Согласно стратегии региона, инвестиции в развитие кластера должны увеличиться с 22 млрд руб. в 2016 году до 132 млрд руб. в 2030 году. Туристско-рекреационный кластер «Абрау — Утриш» с 2018 года является частью федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019–2025 годы)». В октябре 2019 года министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Светлана Балаева сообщила, что Краснодарский край «заявился в подпрограмму Минэкономразвития на соискание дополнительных средств для сопровождающей инфраструктуры создаваемых трех кластеров в ближайшие пять лет». Это кластеры «Абрау — Утриш» на территории Анапа—Новороссийск, «Тамань-Веселовка» в Темрюкском районе и «Изумрудный мир» в Туапсинском районе (объем необходимых средств — более 3 млрд руб.).
Кроме того, в декабре президент Владимир Путин поручил Минтрансу просчитать стоимость переноса железной дороги от моря в районе Сочи. «Перенос железнодорожных путей позволит расширить пляжи, курортам — развиваться и в целом сделает их логистику гораздо более удобной. Если мы сделаем объездную <дорогу в обход> Новороссийска, так называемый заезд для большегрузов, которые сегодня круглосуточно едут в порт, то дорога Геленджик—Анапа станет практически беспрепятственной. И трасса от Сочи до Анапы через Геленджик, о которой сегодня говорил президент, — это фактически еще один комфортный и безопасной подход к Крымскому мосту», — прокомментировал губернатор края Вениамин Кондратьев.
У региона есть все шансы реализовать свою кластерную туристско-рекреационную стратегию, считает профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь. По ее словам, край в ближайшее время будет конкурировать с Крымом и Турцией за российских туристов, а иностранных туристов, по ее мнению, в Краснодарском крае прежде всего привлекают конкурентоспособная сфера горного туризма и национальная кухня.
В отраслевом министерстве Краснодарского края отмечают, что в ближайшие годы намерены делать акцент на продвижении своего продукта на зарубежных рынках. Так, в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в 2020 году будет создан туристический портал региона, который помимо русского будет доступен на двух иностранных языках. Также будут созданы видеоконтент и полиграфическая продукция на английском языке для презентации потенциала региона на зарубежных выставках. Кроме того, в 2020 году американская компания Azamara Cruises организует два рейса круизных лайнеров из Афин в Сочи, став первой иностранной компанией, которая возобновит круизное сообщение с российским портом после введения западных санкций. Также планируется, что в Сочи будут заходить еще пять иностранных круизных лайнеров: Albatros, Amera, Le Bougainville, Boudicca, Ocean Majesty — сообщил в октябре 2019 года гендиректор АО «Морпорт Сочи» Владимир Деркунов.