Изоляция в «цифре»
Материалы выпуска
Изоляция в «цифре» Инновации «Унифицированные коммуникации позволяют быстро начать удаленную работу» Компетенция «Мы наблюдаем кризис адаптации бизнеса к новым условиям» Решения Вирус уйдет — удаленка останется Инструменты
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Изоляция в «цифре»

Пандемия коронавируса больно ударила по мировой экономике, однако помогла существенно ускорить динамику ее цифровизации. Для удержания бизнеса на плаву новые инструменты ускоренно внедряют даже прежние консерваторы.
Фото: Getty Images Russia

В первые месяцы 2020 года ситуация на ИТ-рынке глобально претерпела серьезные, не прогнозировавшиеся ранее изменения — таковы выводы аналитической компании IDC. Под влиянием фактора COVID-19 расходы на ИТ в мире до конца текущего года могут составить $2,25 трлн. При этом траты только на ИТ-инфраструктуру, по ожиданиям IDC, вырастут почти на 4%. Устойчивость сохранят и диджитал-инициативы, реализуемые в крупных организациях и госсекторе, ускоренно проходящих цифровую трансформацию.

«Пандемия определила приоритеты: онлайн, скорость реакции на изменения, грамотно и быстро настроенные бизнес-процессы — все это невозможно без цифровых инструментов», — отмечает генеральный директор SAP CIS Андрей Филатов. Генеральный директор SAS Россия/СНГ Александр Тихонов отмечает, что темпы цифровизации значительно ускорились за счет того, что сейчас в онлайн переходят все бизнесы, которые могут это сделать, даже если раньше они не рассматривали такую возможность. «Один из очевидных уроков новой реальности — нецифровые активы, не интегрированные в цифровые экосистемы, в одночасье оказались выпавшими из экономических цепочек», — комментирует директор управления «Цифровое производство» компании «Сименс» в России Жанна Шалыгина.

В поисках эффективности 

К началу 2020 года Россия стала одним из мировых лидеров в области развития цифровых проектов, отмечает управляющий партнер консалтинговой компании Bright Денис Абакумов. По его словам, цифровизация — это прежде всего поиск дополнительной эффективности, которая в итоге должна повлиять на улучшение операционных показателей, что в условиях кризиса приобретает особую актуальность. Но на фоне сокращения бюджетов в Bright прогнозируют просадку в реализации цифровых проектов — вероятно, краткосрочного характера. При этом цифровые приоритеты компаний в целом не меняются, хотя идет пересмотр портфелей программ, с фокусом на проектах, которые находятся в активной фазе реализации, результаты по которым ожидаются в ближайшем времени, отмечает Денис Абакумов.

С учетом нестабильности рынков и финансовых систем существенно сокращается горизонт временных ожиданий заказчиков по получению эффектов, поясняет Жанна Шалыгина. По ее словам, это усиливает потребность в готовых комплексных решениях, а также в сервисных моделях, сокращающих затраты и сроки внедрения.

В выигрышном положении в нынешних условиях оказались те компании, которые уже встали на путь цифровой трансформации, а их инфраструктура была приспособлена для онлайн-взаимодействия с клиентами и партнерами и удаленной работы сотрудников, считает директор по продажам управления сервисов группы компаний Softline Александр Рожков. Многим компаниям, которые ранее отличались меньшей зрелостью в части корпоративной мобильности, пришлось экстренно перестраивать ИТ-инфраструктуру, что породило повышенный спрос на ноутбуки, оборудование для организации видео-конференц-связи, серверы. На фоне временного дефицита этих устройств (ввиду приостановки ряда производственных площадок и ограничения международных грузоперевозок) вырос интерес к альтернативным решениям — на базе облачных технологий или к сервисным моделям, предоставлению услуг по аренде оборудования, дополняет эксперт.

Катализатор роста 

По данным компании Veon, с начала 2020 года в России на 30% вырос спрос на фиксированный интернет-доступ и на 10–15% — на мобильный интернет. «На рынке происходит быстрый переход на мобильные или облачные решения, что часто связано с компромиссами в сфере безопасности и защиты данных, и мы уже видим догоняющий спрос на такие решения», — поясняет Александр Тихонов. В Softline отмечают повышение спроса на облачные сервисы: виртуальный офис, виртуальный рабочий стол (VDI), SaaS-приложения, виртуальный ЦОД, резервное копирование и т.д.

В целом пандемия стала катализатором развития цифровизации бизнеса — за счет ускоренного проникновения всех тех инструментов, которые были созданы ранее, считает директор по цифровым технологиям «Сибура» Алиса Мельникова. Ряд цифровых инструментов превратился в единственно возможные средства выполнения работы. Например, AR-очки (их в «Сибуре» начинали применять для привлечения удаленных экспертов к работам на производстве в целях снижения затрат на командировки) теперь стали основным инструментом взаимодействия распределенной команды. В последние два года «Сибур» в рамках большой программы цифровой трансформации разрабатывал новые решения в области управления данными, продвинутой аналитики, промышленного интернета вещей.

Вынужденный переход на дистанционную работу оказал существенное влияние на реализацию ИТ-проектов в российских компаниях, считают в Softline. «Многие организации были вынуждены перевести более половины штата в режим хоум-офиса, для ряда сфер оказалось невозможным очное взаимодействие с клиентами и партнерами, что породило повышенный спрос на платформы для удаленных коммуникаций, инструменты совместной работы, средства онлайн-маркетинга и онлайн-продаж, онлайн-сервисы и мобильные приложения для контроля доставки», — отмечает Александр Рожков.

«Беспрецедентными темпами растут сегменты, связанные с предоставлением дистанционных услуг и доставкой, и, как следствие, растут запросы на оптимизацию цепочек поставок, логистики, на управление запасами», — дополняет Александр Тихонов. Кроме того, b2c-компании снова изучают поведение потребителей, соответственно, нужны новые аналитические модели или доработка прежних с учетом новых вводных, говорит эксперт.

«Мы видим ускорение проектов по цифровизации и автоматизации бизнеса, проектов по совершенствованию систем электронной коммерции, роботизации (RPA) или customer analytics», — подтверждает директор практики ИТ-консалтинга PwC в России Дмитрий Шепелявый.

Сложности преображения 

Массовый переход на удаленный режим работы во многом упростил общение, возможности для организации встреч, доступ к информации, отмечает Жанна Шалыгина. Вместе с тем, по ее мнению, удаленный формат обострил необходимость сконцентрированной и систематичной работы, а также уважительного и ответственного отношения ко времени, задачам и эффективности коллег.

«Главной проблемой стала стремительность перехода: существующие системы и регламенты у части компаний превратились в серьезные препятствия для адаптации к новой реальности», — говорит Андрей Филатов. По словам Александра Тихонова, у некоторых структур просто не оказалось возможностей для молниеносной трансформации рабочего процесса. Кроме того, в большинстве компаний все инструменты защиты информации были заточены под внутренний периметр, переход на удаленную работу повысил риски несанкционированного доступа к данным. Вырос и риск внутреннего фрода — мошенничества, так как операции сотрудников с данными в удаленном режиме сложнее контролировать, поясняет он.

Период удаленной работы, безусловно, в будущем повлияет на подходы к организации рабочего времени, пространства. Более очевидны стали преимущества частичного перевода персонала на удаленный режим работы, резюмирует Денис Абакумов. Уже на сегодня, как показало майское исследование CBRE, 30% офисных сотрудников в Москве удаленно трудятся эффективнее, чем в офисе.