Даже после снижения опасности массового распространения COVID-2019 многие предприятия планируют в той или иной мере сохранить режим удаленной работы для сотрудников, на который они в спешном порядке переходили в разгар пандемии. Опрос руководителей более 300 компаний, проведенный в марте 2020 года международной консалтинговой группой Gartner, показал, что каждый третий из четырех топ-менеджеров намерен сохранить дистанционный формат работы как минимум для 5% сотрудников. Четверть респондентов заявили, что на постоянные удаленные должности переведут не менее 20% персонала.
Как объясняет Илья Воронин, руководитель центра проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет», «пожар», связанный с необходимостью оперативно переходить на удаленную работу, в подавляющем большинстве компаний уже потушен: «Сейчас перед руководителями стоит вопрос: возвращаться по мере нормализации ситуации к прежнему режиму организации труда или воспользоваться полученным в ходе вынужденной удаленки опытом и пересмотреть модель работы сотрудников».
Управляющий директор Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Алексей Мухин, в частности, сообщил, что агентству удалось достаточно быстро перевести на удаленный режим всех своих сотрудников, обеспечив их необходимыми средствами для работы. «Около 10% персонала лишь периодически появляются в офисе по мере необходимости. Наш системный интегратор оперативно помог нам с приобретением дополнительных лицензий, необходимых для перевода на удаленный режим работы персонала», — уточняет он.
ВТБ с середины марта менее чем за полтора месяца в шесть раз (с 4 тыс. до 24 тыс.) увеличил число удаленных рабочих мест, предполагающих доступ сотрудников к специально выделенной банковской инфраструктуре, рассказал заместитель президента — председателя правления ВТБ Вадим Кулик. За этот же период, по его словам, в пять раз была увеличена пропускная способность каналов связи. «Важно, что перевод большого числа сотрудников на удаленную работу не сказался на эффективности систем банка. Более того, в начале апреля мы впервые полностью в удаленном режиме провели плановое масштабное обновление ИТ-систем», — говорит Вадим Кулик.
Представители бизнеса соглашаются, что удаленный формат работы отчасти сохранится и после того, как будет объявлено о завершении пандемии и ограничительных мер. «АКРА, конечно, планирует вернуть сотрудников в офис. Однако также можно с уверенностью сказать, что мы получили положительный опыт работы в дистанционном формате и в будущем планируем использовать его шире, чем раньше», — поделился информацией Алексей Мухин. Похожие позиции обозначили и другие опрошенные РБК+ эксперты.
Инфраструктура на опережение
Технологическая возможность перехода на удаленку существует уже много лет. Российские компании и раньше экспериментировали с удаленной работой для отдельных категорий сотрудников, которым не требовалось постоянное присутствие в офисе. Развитию процесса мешали в основном субъективные причины. «Раньше многие российские менеджеры считали, что без надзора начальника наш человек, скорее всего, работать не сможет. Очевидно, что теперь — вынужденно столкнувшись с необходимостью организации дистанционной работы сотрудников из-за карантинных мер — люди увидели, что это не так и на удаленке можно успешно решать массу задач без физического присутствия сотрудника в офисе», — рассказал Илья Воронин.
Основные требования, которым должно отвечать удаленное рабочее место, — доступ к набору ИТ-сервисов, необходимых для выполнения сотрудником своих обязанностей, а также высокий уровень защиты данных, отмечают специалисты. В первую очередь нужно решить задачу обеспечения коммуникации между сотрудниками — помимо электронной почты нужны голосовая и видеосвязь. «Эту проблему компании решили относительно быстро. У части уже была внедрена система корпоративных коммуникаций. Остальные воспользовались популярными облачными ВКС-сервисами», — говорит Илья Воронин.
Следующая тема — технологии, которые обеспечивают доступ сотрудников к корпоративным данным и информационным системам. Здесь ситуация оказалась сложнее — систему, обеспечивающую защищенный доступ к внутренним сервисам, каждая компания должна была построить сама. «Тем не менее большинство компаний с этими задачами справились. Как правило, на базовом уровне — за счет предоставления доступа через VPN», — объясняет эксперт «Инфосистемы Джет».
Во всех случаях самыми актуальными вопросами для ИТ при внедрении практики дистанционной работы остаются обеспечение информационной безопасности (ИБ) и качество пользовательского опыта, а также управление удаленными рабочими местами. Уже сейчас ИТ-специалисты компаний работают с повышенной нагрузкой, решая проблемы удаленных пользователей при работе вне стандартизованного корпоративного окружения, а службы ИБ расследуют первые утечки информации, произошедшие из-за того, что данные покинули корпоративный периметр безопасности и «осели» на удаленных рабочих местах. Не добавляют оптимизма и широко обсуждаемые бреши в безопасности, допускающие подключения посторонних лиц к конференциям в общедоступных сервисах или возможность просмотра их записей. Поэтому в «Инфосистемы Джет» считают, что компании, решившие развивать практику удаленной работы, будут создавать собственные корпоративные экосистемы цифровых рабочих мест, имеющие повышенный уровень надежности и защиты.
Новая эра цифрового рабочего места
Свои новые экосистемы компании будут создавать в партнерстве с профессионалами, поэтому эксперты прогнозируют в ближайшей перспективе рост спроса на услуги ИТ-интеграторов. Они способны выбрать на рынке наиболее эффективные решения вендоров, дополнить их своими ноу-хау и в итоге создать для компании кастомизированный ИТ-продукт. «Наша компания способна решать соответствующие задачи комплексно — от непосредственно технических решений для организации защищенного удаленного доступа, средств доставки приложений (VDI, MDM) и инструментов коммуникации до сквозного обеспечения безопасности и интегрированного мониторинга технических средств и пользовательского опыта. Кроме того, у нас есть возможность взять на ИТ-аутсорсинг все непрофильные процессы управления инфраструктурой как офисных, так и удаленных рабочих мест любой крупной компании», — говорит Илья Воронин.
Стоимость создания одного цифрового рабочего места зависит от набора компонентов планируемой экосистемы, количества пользователей и задач, которые они выполняют. По оценкам «Инфосистемы Джет», для одного типового офисного сотрудника стоимость может составлять $1,5–2 тыс. «При этом такое рабочее место может окупиться в отдельных случаях в течение нескольких недель. Как показала практика внезапной самоизоляции, компании, которые сделали инвестиции в цифровизацию рабочих мест, смогли перейти на удаленку без простоя и потерь эффективности, сократив до минимума издержки для бизнеса. В целом в последние три-четыре года мы реализовали около 40 тыс. цифровых рабочих мест для наших заказчиков, в основном крупных компаний. Для российского рынка это очень значительная цифра», — отмечает Илья Воронин.