Техноголод или технопрорыв: как вирус приблизит будущее
Материалы выпуска
Техноголод или технопрорыв: как вирус приблизит будущее Инновации Цифровой контроль Инструменты Будущее агросектора: диджитализация после коронакризиса Решения «Цифра» для умных и безопасных домов Рынок
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Техноголод или технопрорыв: как вирус приблизит будущее

Пандемия и кризис неоднозначно отразились на ИТ-рынке. Многие крупные проекты были заморожены, но при этом технологии, которые помогут адаптироваться к новым условиям, по прогнозам специалистов, ждет всплеск.
Фото: Getty Images Russia

В среднем по миру расходы на ИТ в этом году сократятся на 5,1%, прогнозируют аналитики компании IDC. В Gartner предполагают еще больший глобальный секвестр инвестиций в информационные технологии — на 8%, до $3,46 трлн. Однако в разных сегментах ИТ-рынка при этом будут наблюдаться разнонаправленные тенденции. Самое ощутимое падение (на 15,5%), по версии Gartner, в 2020 году ожидается в сфере продажи ИТ-устройств. Почти на 10%, к примеру, просядут расходы на системы дата-центров, на 7,7% — на ИТ-услуги, на 7% — на корпоративное ПО, на 4,5% — на телеком. В то же время в компании прогнозируют бурный рост (на 19%) в сегменте общедоступных облачных услуг из-за перехода бизнеса на удаленку.

Заказчики пересматривают бюджеты на ИТ и оставляют преимущественно проекты, которые окупятся в короткие сроки и могут значительно повысить эффективность бизнес-процессов, особенно клиентского обслуживания, объясняет генеральный директор «ABBYY Россия» Дмитрий Шушкин. В частности, по словам директора департамента IoT МТС Михаила Козлова, на российском ИТ-рынке кратный рост наблюдается по целому спектру направлений: «Помимо облачных сервисов двухзначными темпами растут такие сегменты, как платформы для онлайн-общения, телемедицинские сервисы».

Ежедневное число пользователей Zoom, по сообщению компании, весной 2020 года выросло в 20 раз к тому же периоду 2019-го, спрос на облака — на 20–30%. Динамично растут сервисы «последней мили» (канал соединения клиентского оборудования с узлом доступа провайдера) в сегменте e-commerce. «В марте—апреле мы наблюдали восьмикратный (к марту—апрелю прошлого года) рост спроса на сервисы для организации удаленной работы сотрудников. Пиковый спрос пришелся именно на середину весны-2020, когда компаниям пришлось принципиально менять подход к ведению бизнеса и оперативно переходить на удаленную работу, доставку продуктов и оказание услуг на дому», — рассказывает Михаил Козлов.

В Accenture недавно запустили несколько проектов, помогающих работать удаленно, один из которых направлен на повышение безопасности персонала и бизнеса в целом за счет отслеживания контактов между мобильными устройствами. «Кризис дал возможность появиться продуктам и решениям, которых раньше не было или они были сугубо нишевыми. Фактически сегодня формируется еще один сегмент рынка», — говорит руководитель направления «Индустрия X.0» Accenture в России Антон Епишев.

Спрос на подобные сервисы останется и после пандемии, ведь потенциальный потребитель будет подсознательно готовиться к повтору текущей ситуации, а следовательно, у него должен быть готов инструментарий, считают опрошенные РБК+ специалисты.

Смена приоритетов

Ситуация, связанная с пандемией COVID-19, привела к дифференциации не только по отдельным направлениям развития ИТ-рынка, но и сегментировала запросы на ИТ-продукты по отраслевому признаку. По версии IDC, в этом году расходы на внедрение цифровых технологий увеличатся более чем на 16% в строительстве и почти на 16% — в здравоохранении, хотя темпы роста относительно прошлого года будут меньше. «Несмотря на потери, во многих отраслях есть возможности для наращивания расходов, когда речь идет о конкретных инструментах для решения бизнес-проблем. Например, в страховании это системы роботизированной автоматизации процессов подачи заявлений, в образовании — цифровая визуализация, в телекоме — платформы омниканальной коммерции, в непрерывном производстве — технологии повышения производственной эффективности», — цитировали СМИ аналитика IDC Эйлин Смит.

Разные сферы будут развиваться по-разному — в промышленности, сельском хозяйстве, сфере недвижимости будет расти спрос на комплексные цифровые проекты, увеличится число партнерств между крупными игроками в этих отраслях и компаниями, создающими цифровые решения, говорит Михаил Козлов: «Именно на стыке компетенций будут выстраиваться новые модели ведения бизнеса, основанные на анализе данных и интернете вещей. Эти же сферы станут драйверами развития бизнес-решений на основе технологии 5G, так как им она даст принципиально новые возможности для развития».

Дмитрий Шушкин добавляет, что российских заказчиков ИТ-услуг из энергетики, промышленности, госсектора кризис даже заставил ускорить цифровизацию: пересмотреть внутренние процессы с точки зрения эффективности, формировать внедрение автоматизированных систем, технологий искусственного интеллекта, интернета вещей, big data, роботов. «Если в первый месяц режима самоизоляции рос спрос на технологии для организации удаленки, корпоративные мессенджеры, платформы для совместной работы, программы информационной безопасности, то сейчас тренд несколько изменился. Заказчики начали проявлять интерес к технологиям для контроля и повышения эффективности — так называемым системам Process Intelligence, которые позволяют в режиме реального времени изучать любые бизнес-процессы компании, отслеживать сроки выполнения задач, прогнозировать результаты», — говорит руководитель российского офиса ABBYY.

IoT вне конкуренции

Также собеседники РБК+ не сомневаются, что в перспективе, как ближайшей, так и долгосрочной, будут востребованы решения на основе интернета вещей (IoT). «Все, что касается дистанцирования, создания систем, работающих на подключенных устройствах, будет развиваться и в будущем», — говорит Антон Епишев.

Основной принцип спроса на проекты IoT — быстрая и измеримая выгода для бизнеса. «Будут развиваться сервисы, связанные с мобильной доставкой и управлением транспортом, — все, что помогает уменьшить расходы на бензин, снизить риск аварий, сократить штрафы», — считает Михаил Козлов. В ретейле и сфере услуг, по его словам, станет более востребованной видеоаналитика: «умные» камеры могут совмещать несколько функций — контролировать соблюдение санитарных норм, предотвращать мошенничество на складах и в магазинах, анализировать посещаемость магазинов и кафе, следить за порядком в общественных местах.

В ближайшее время ИТ-рынок будет испытывать некоторые сложности, связанные с тем, что большинство компаний из сферы ретейла, логистики и услуг, на которые приходится значительная доля спроса на цифровые продукты, пока не имеют возможности свободно инвестировать в долгосрочные проекты, говорит Михаил Козлов: «Технологии сейчас внедряют в основном с двумя целями: ускорить восстановление бизнеса и создать подушку безопасности на случай подобных катаклизмов в будущем». По его словам, заказчики будут выбирать только те решения, которые дают измеримый и быстрый эффект для бизнеса — отдача должна быть практически сиюминутной. На этом фоне в МТС прогнозируют новую волну роста сервисов для управления мобильным персоналом, контроля за автотранспортом, видеоаналитики и мониторинга ЖКХ.

Однако на долгосрочные тренды на рынке ИТ COVID-19 в целом вряд ли окажет серьезное негативное влияние, а в сравнении с другими отраслями оно вообще может показаться незаметным, предполагают опрошенные РБК+ специалисты.

Более того, в дальнейшем связанные с пандемией процессы, по словам Михаила Козлова, даже станут катализатором развития smart-технологий: концепций «умных» городов, домов, ЖКХ, заводов, ферм и полей: «Например, направление IoT в сельском хозяйстве в России пока развито меньше, чем за рубежом, но имеет очень высокий потенциал роста. Думаю, в среднесрочной перспективе этот рынок вырастет кратно».

Также в МТС ожидают высокий спрос на сервисы для контроля состояния здоровья — они будут востребованы в крупных офисах, на промышленных предприятиях и в сфере услуг — у кафе, салонов красоты, фитнес-центров. Компания, как рассказал Михаил Козлов, начала предлагать такие решения буквально неделю назад, но запросы уже есть со стороны крупного ретейла, нескольких промышленных предприятий и от российского отделения крупной международной некоммерческой организации.

Спрос на технологии для дистанционного взаимодействия на всех уровнях, от бытового до корпоративного и межведомственного, после пандемии сохранится, прогнозирует топ-менеджер МТС. А это подразумевает бурный рост внедрения технологий интернета вещей, ИТ-сервисов для повышения эффективности и снижения издержек.


ABBYY — Эй-Би-Би-Уай-Уай, Accenture — Эссенчер, big data — биг дейте, COVID — Си-Оу-Ви-Ай-Ди, e-commerce — и-каммерс, Gartner — Гартнер, Getty Images Russia — Гетти Имиджес Раша, IDC — Ай-Ди-Си, IoT — Ай-оу-Ти, Process Intelligence — Проусес Интеллидженс, smart — смарт, Zoom — Зум 16+