По оценкам Аналитического центра Минсельхоза России (АЦ МСХ), за счет полноценного применения технологий big data, «агротехнического» интернета вещей (agro IoT), искусственного интеллекта (AI), машинного обучения эффективность российского агропромышленного комплекса (АПК) можно увеличить вдвое. На 15% могут быть снижены затраты на этапе производства сельхозпродукции и на столько же сокращены потери при ее хранении.
Сегодня инновационные сельскохозяйственные предприятия в отечественном АПК занимают не более 10% рынка, подсчитали в PwC. Но в перспективе трех—пяти лет здесь ожидается кратный рост числа «умных» производств, отмечают в МТС. Цифровые технологии могут иметь применение в растениеводстве, животноводстве, ресурсоснабжении агропредприятий, при хранении и переработке продукции, при управлении сельхозпроизводством — как централизованным, так и локальным.
В международной практике, как говорит руководитель направления «Сельское хозяйство» МТС Константин Матросов, именно агрокомпании — в числе основных заказчиков цифровых решений, а мировые инвестиции в агротехнологии за последние пять лет выросли в 3,5 раза. По оценкам Министерства сельского хозяйства РФ, российский рынок цифровых технологий в АПК составляет около 360 млрд руб., а к 2026 году должен увеличиться в пять раз. В связи с ростом интереса к технологиям агросектора будут расти и инвестиции в венчурные компании Agritech, отмечает директор, руководитель практики консультационных услуг компаниям АПК PwC в России Виктория Глоба. По ее мнению, рост рынка ИT-решений в сельском хозяйстве ожидается на уровне примерно 20% в год.
Процесс с тормозами
Smart-технологии начали внедряться в отдельных компаниях агросектора приблизительно десять лет назад, однако массовым этот процесс стал примерно три года назад, отмечает старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании EY Максим Никиточкин. Пока процесс, по его словам, идет очень медленно: «Цифровизация российского АПК затрагивает всего 10–15% посевных площадей и применяется единицами животноводов. Проблемы — в отсутствии качественного анализа экономической эффективности конкретных решений, несовершенстве законодательства и нехватке ИT-кадров с аграрной специализацией».
Внедрению цифровых продуктов часто также мешает корпоративная культура компаний — непрозрачность процессов, конфликты интересов между функциями, территориальная разрозненность бизнеса, отмечает Виктория Глоба. Еще одним сдерживающим фактором, по ее словам, является отсутствие нормативного регулирования получения и сбора данных. «К тому же сельское хозяйство, особенно когда речь идет о малых и средних хозяйствах, — это низкомаржинальный и высокорискованный бизнес. Денег для серьезных вложений в инновации чаще всего не хватает», — говорит Константин Матросов.
Переход на платформы
Сегодня цифровые технологии внедряются в основном на крупных агропредприятиях. «Важно отличать автоматизацию от цифровизации. К примеру, автоматическая доилка есть практически на любом среднем и крупном молочном производстве. А предприятий, где доилки оборудованы датчиками для анализа температуры, жирности и состава молока от каждой коровы, пока единицы», — уточняет Константин Матросов. Данные с таких датчиков помогают контролировать здоровье животных, создавать системы, автоматически формирующие режим кормления. Также в коровниках и на складах применяется контроль микроклимата. Видеоаналитика может контролировать процесс кормления животных, фиксировать выполнение персоналом поставленных задач. Грамотное и комплексное внедрение цифровых инноваций позволяет достигать высоких результатов. «В частности, на фермах холдинга АФК «Система», которые оснащены технологиями на базе Agro IoT и AI, удается получать надои почти в два раза больше средних по стране», — приводит пример Константин Матросов. По его словам, даже отдельные решения, такие как ERP-система MTS Smart Farming, повышают эффективность молочного хозяйства на 10–20% и больше.
По данным АЦ МСХ, в 30 субъектах РФ сельхозпредприятия используют элементы точного земледелия с применением ИТ — «параллельное вождение», дифференцированный подход при посеве, внесении удобрений, борьбе с сорняками, орошении, обработке почвы и т.д. Например, компания «Летай и смотри» с помощью беспилотников внедряет технологии точного разбрасывания энтомофагов (живых полезных насекомых) на поля. Адресное внесение препаратов экономит значительные средства, говорит коммерческий директор компании Алексей Орещенко.
Цифровизация не обошла стороной предприятия, производящие продукцию для агросектора. Сейчас оператор в лаборатории с монитора компьютера может контролировать процесс ферментации, стерилизации и создания готовой формы продукта, рассказывает Александр Кричевский, владелец компании «Сиббиофарм» (производит биопрепараты для растениеводства и животноводства на основе живых микроорганизмов): «В автоматическом режиме система оповещает обо всех отклонениях от заданных норм технологического процесса и позволяет собирать и анализировать информацию».
Некоторые российские сельхозпредприятия уже внедрили современные ERP-системы, стремясь сформировать единые платформы для цифровизации всех бизнес-процессов, говорит Виктория Глоба. В агрохозяйствах появляются цифровые продукты, повышающие эффективность сбора детальной информации в режиме реального времени и управления процессами на основе больших данных, развивается предиктивная аналитика на всех звеньях цепочки создания ценности «от поля до полки».
Не было бы счастья
В 2020 году негативный эффект от пандемии коронавируса не обошел стороной сельскохозяйственный сектор, хотя он и пострадал меньше других отраслей экономики, отмечают аналитики. В России АПК был включен в список отраслей, деятельность которых не была ограничена или приостановлена в период нерабочих дней (до 12 мая 2020 года). Но проблем все равно много, замечает старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании «Делойт, СНГ» Антон Кочетков. В частности, дефицит кадров из-за отъезда части работников — граждан ближнего зарубежья — домой, введения режима самоизоляции и социальной дистанции. Это существенно повысило риски остановки производственного процесса на предприятиях. В результате растет заинтересованность агросектора в ИТ-системах для организации работы персонала.
Вырос запрос на системы удаленного контроля за состоянием животных и рабочими процессами, спрос на «умные» датчики, которые могут самостоятельно регулировать микроклимат в помещениях, состав корма и другие параметры, отмечает Константин Матросов. Лучший эффект дают комплексные решения. К примеру, у МТС есть «умные» датчики, которые помещают в желудки животных, после чего приборы следят за состоянием здоровья каждой коровы (замеряют температуру тела, двигательную активность, количество воды в организме), система передает данные в облако и анализирует их в режиме реального времени. В случае необходимости информация о конкретном животном передается сотруднику фермы с соответствующей специализацией, например ветеринару. Ветврач вносит в систему данные о состоянии животного и назначенном лечении. Датчики определяют проблемы со здоровьем животного в среднем за пять дней до появления симптомов, рассказывает Константин Матросов. Благодаря этому на 15% снижается использование лекарств, удается избежать применения антибиотиков. Аналогичным образом система ставит задачи и сотрудникам других специальностей, отслеживает их выполнение. В результате на 10–20% повышается эффективность работы всей фермы.
Пандемия COVID-19 и последовавший карантин вскрыли глобальные проблемы продовольственного сектора, отмечает соучредитель и директор по развитию iFarm Максим Чижов. По его словам, зависимость от импорта, нехватка рабочих рук и закрытые границы срывают посевные кампании, сроки сбора урожая и его доставки в места продаж. Во многих странах затрудняется доступ к свежим и натуральным продуктам питания. Решением проблемы может стать сити-фермерство — выращивание растений в закрытых помещениях небольшой площади. «Технологии вертикального фермерства могут укрепить локальные цепочки поставок свежих овощей, ягод и зелени, а процесс автоматизации и роботизации снизит зависимость от ручного труда», — добавляет Максим Чижов. Кроме того, локальное выращивание позволяет исключить использование пестицидов.
Еще одна проблема — сокращение спроса из-за падения реально располагаемых доходов населения, отмечают эксперты. По мнению Максима Никиточкина, первыми могут пострадать производители тепличных овощей, а также свинины, индейки и говядины (вследствие перехода населения на потребление более куриного мяса). «Цифровые технологии будут компенсировать снижение рентабельности бизнеса. В животноводстве это возможно с помощью подбора оптимальных рационов кормления и увеличения производительности животных вследствие более качественной селекционной работы», — считает эксперт.
Будущее АПК однозначно связано со smart-технологиями, считает председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. По его словам, в ближайшие годы технологии big data, agro IoT, климатического прогнозирования в режиме реального времени, автоматизированной диагностики заболеваний и распространения вредителей растений, точного земледелия начнут внедряться значительно более интенсивно, чем раньше. Максим Никиточкин ожидает роста влияния крупных компаний-интеграторов, берущих под контроль большие участки продовольственных систем (например, Bayer/Monsanto, Syngenta). Он прогнозирует активное развитие экосистем участниками рынка, маркетплейсов и агробиотехнологий на фоне роста потребления и производства здорового, функционального и персонализированного питания. А в отдаленной перспективе — просьюмеризма, когда потребители будут сами участвовать в создании пищевых продуктов через дистанционные сервисы с помощью технологий IoT.