Инновации , Весь мир ,  
0 

Социальный лифт для цифровых специалистов

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Цифровые навыки дают жителю любого региона возможность участвовать в инновационных проектах крупного бизнеса.

Пандемия COVID-19 сделала гибкие и удаленные схемы работы более востребованными и ускорила автоматизацию бизнеса. Эти изменения затронут до 1,5 млрд рабочих мест в ближайшие 10 лет, отмечают в международной BCG. 12% существующих рабочих мест могут исчезнуть из-за автоматизации, а около 30% позиций потребуют совершенно новых навыков.

При этом, по прогнозам Microsoft, в ближайшие пять лет появится порядка 149 млн новых рабочих мест, ориентированных на технологии.

Мировой рынок труда еще до пандемии характеризовался увеличением «квалификационной ямы», отмечают в BCG: навыки соискателей уже не соответствовали спросу работодателей. Коронакризис усугубляет ситуацию: потери производительности из-за несоответствия спроса и предложения навыков могут увеличиться с 6 до 11%, а недополученный ВВП в мировом масштабе составит $18 трлн к 2025 году.

В России, по оценкам BCG, соответствующие потери в течение кризиса COVID-19 могут составить 0,6% ВВП, а если не принимать активных мер по сокращению разрыва в квалификациях — до 1,8% ВВП.

Правительства разных стран используют механизмы перераспределения занятости (перевода временно незанятых работников на позиции в сфере здравоохранения и социального обслуживания) и субсидируют программы целевой переквалификации, чтобы смягчить кризис на рынке труда. Появляются схемы совместного использования персонала различными организациями и растет количество фрилансеров. Однако уже ясно, что процесс трансформации рынка труда запущен.

Пандемия привела к ускорению темпов реализации целого ряда проектов и инициатив в цифровой сфере, говорит директор по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева: «Некоторые задачи, которые планировалось решить в горизонте до двух лет, удалось реализовать буквально за несколько месяцев».

Ускоренная удаленка 

«Росатом» еще в 2018 году запланировал перевести на удаленку 500 сотрудников к концу 2020 года, рассказывает Екатерина Солнцева. Однако весной этого года количество дистанционных работников холдинга возросло на порядок, а осенью многократно превысило докризисные ориентиры. Возросла цифровая составляющая всех бизнес-процессов, связанных с подбором кадров, организацией трудовой деятельности и развития персонала, говорит эксперт.

В этом году 81% мировых трудовых ресурсов в той или иной степени участвуют в «эксперименте» по работе из дома, согласно оценке Международной организации труда (МОТ). Более 10% всех работников с высокой вероятностью теперь будут постоянно работать удаленно, а среди офисных сотрудников — до 30%, по данным BCG. Потребность в удаленной работе запустила волну массового освоения цифровых навыков, открыв для профессионалов в самых разных областях новые возможности карьерного роста и увеличения уровня доходов, утверждают аналитики.

По оценке американской Burning Glass Technologies, в Великобритании ставки оплаты труда на позициях, требующих цифровых навыков, на 29% выше, чем на должностях, где они не нужны.

В России карьерные и социальные лифты для таких специалистов созданы на платформе АНО «Россия — страна возможностей», отмечает гендиректор АНО и директор Высшей школы госуправления РАНХиГС Алексей Комиссаров.

Такие проекты, как конкурс «Цифровой прорыв», по его словам, созданы для того, чтобы развивать ИТ-специалистов и предоставлять партнерам проекта лучших из лучших, опираясь в том числе на результаты ассесмента. На сегодняшний день комплексную оценку прошли уже более 1600 участников проекта.

Взрослые опытные люди с качественным техническим, экономическим или высшим гуманитарным образованием в 2020 году оказались на пороге освоения новых профессий, говорит Алексей Комиссаров. И именно специалисты с «гибридными» навыками, совмещающие ИТ-компетенции с опытом в других сферах, сейчас особенно нужны. На «Цифровом прорыве» они нашли для себя возможность попрактиковаться в профессии и получить новые карьерные возможности.

В целом растет роль цифровой грамотности — сотрудникам самых разных профессий важно уметь использовать новые технологии в работе, чтобы оставаться востребованными, отмечают в АНО «Россия — страна возможностей». А удаленная занятость требует от специалистов способности к самоорганизации, умения адаптироваться и выстраивать коммуникацию онлайн.

Паспорт знаний 

Резюме и рекомендации в ближайшее время могут заменить своего рода паспорта знаний, умений и навыков, отмечает заместитель гендиректора по цифровой трансформации ПАО «Россети» Константин Михайлик. По его словам, персональный профиль компетенций предлагается ввести в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Обязательным условием профессиональной востребованности, по его словам, становится наличие цифровых компетенций у всех работников вне зависимости от уровня должности. Критически важными он называет навыки информационной безопасности: «В случае с энергетикой это означает не просто сохранность личных данных и коммерческой тайны, но и устойчивую работу одной из базовых отраслей экономики».

Востребовано умение работать с конкретным программным обеспечением в зависимости от профиля сотрудника, отмечает Константин Михайлик. Например, реализуемый «Россетями» проект «Цифровой электромонтер» — информационная система, которая аккумулирует данные о неисправности оборудования с устройств сотрудников, — предполагает участие не только диспетчера, но также мастера и всей бригады.

Цифровая прогрессия 

Цифровая трансформация сетевого комплекса активно идет с 2017 года, отмечает Константин Михайлик. По его словам, для компании важно не только привлечь молодых специалистов с уже развитыми цифровыми навыками, но и развивать новые компетенции у опытных мотивированных специалистов отрасли.

Пандемия действительно усиливает тренды, возникшие в связи со вступлением ведущих экономик мира в эпоху «Индустрии 4.0.», отмечает Екатерина Солнцева. В промышленности идет переход к использованию новых производственных, а также сквозных технологий — искусственного интеллекта, промышленного интернета вещей, виртуальной и дополненной реальности. «Это усиливает требования к развитию цифровых компетенций работников и повышению уровня цифровой культуры», — говорит эксперт.

Но и традиционные производственные компетенции нельзя недооценивать, считают в «Росатоме»: «Намного проще обучить опытного технолога навыкам работы с очками дополненной реальности и интеллектуальной системой дистанционной приемки машиностроительной продукции, чем превратить айтишника в специалиста по производству и контролю параметров высокоточных изделий».

Один из проектов госкорпорации, в частности, направлен на создание цифровой платформы, которая позволит сохранить критически важные знания в атомной отрасли и передать их молодым специалистам. Это обеспечит высокие сроки и качество проектирования, сократить время вывода новых продуктов на рынок, снизить издержки на адаптацию новых сотрудников, говорят в компании.

Отечественной промышленности очень нужны «синтетические» специалисты, сочетающие развитые цифровые компетенции с пониманием особенностей работы современного производства, говорит Екатерина Солнцева.

Мягкие и гибкие 

Современный рабочий должен уметь пользоваться информацией и гаджетами, а инженер — хорошо владеть цифровыми инструментами проектирования, сопровождения бизнес-процессов, обладать умением формулировать задачи, основанные на больших данных, и решать их, говорит генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Александр Лейбович. НАРК разрабатывает параметры цифровых компетенций, которые в дальнейшем должны войти в требования национальных профессиональных стандартов.

Кроме того, по его словам, цифровые компетенции не только модифицируют существующие специальности, но и способствуют возникновению новых. Например, недавно появилась профессиональная квалификация «цифровой куратор». Это специалист, который консультирует людей в освоении общепринятых цифровых ресурсов, помогает получить необходимые услуги в онлайн-формате.

Наряду с цифровыми и базовыми профессиональными навыками особую значимость приобрели soft skills, особенно у высшего менеджмента и ключевых специалистов. Эксперты рекомендуют развивать надпрофессиональные навыки — адаптивность, критическое мышление, командные и лидерские качества.

Помимо самостоятельности и умения расставлять приоритеты на удаленке не менее важными становятся знания этикета и умение соблюдать его в цифровом пространстве, считает владелица компании «Агентство осознанного маркетинга» Ольга Барабанова. Причем чувствовать эти границы должны все участники процесса, говорит она: «У рабочего времени должны быть конкретные рамки, даже если работа делается из дома».

Главное качество современного специалиста — способность учиться новым компетенциям, говорит Константин Михайлик: «Недопустимо отождествлять талант с набором специфических знаний, которые могут быстро устаревать. Ключевой характеристикой каждого сотрудника становится его потенциал, готовность развиваться».

Поиск талантов 

Для поиска и продвижения таких специалистов как раз и необходимы социальные лифты и нелинейные механизмы развития карьеры. «Россети», например, являются партнером конкурса управленцев «Лидеры России» и запустили его отраслевую проекцию — конкурс «Лидеры энергетики». Такие мероприятия позволяют выявлять перспективных сотрудников, стимулировать их рост, говорит Константин Михайлик.

В этом году компания наряду с «Росатомом», Сбербанком, Газпромбанком и другими крупными представителями своих отраслей, а также госструктурами стала участником проекта «Цифровой прорыв» по поиску и привлечению перспективных ИТ-кадров.

Группа «Россети» с помощью конкурса, например, решила проблему затрудненного из-за пандемии обучения персонала работе с новым оборудованием цифровых подстанций.

«Росатом» поставил перед участниками задачу разработать интеллектуальный сервис рекомендаций цифрового контента для персональной траектории обучения и развития сотрудников. Лучшее решение предложила команда ANT из Свердловской области, разработав веб-платформу BrainsUp. Сервис создает индивидуальную образовательную траекторию в виде дерева личностного роста, строит диаграмму компетенций, оценивает и подбирает контент на основе «быстрых реакций» (emoji) пользователя.

Участие компаний реального сектора экономики в качестве авторов кейсов для хакатонов «Цифрового прорыва» позволяет не только подготавливать и находить новые кадры, но и знакомить их с реальными задачами бизнеса, считает вице-президент, директор дивизиона «Цифровые образовательные платформы» Сбербанка Марина Ракова.

Сбербанк озадачил участников конкурса несколькими кейсами, основанными на реальных потребностях бизнеса.

Благодаря формату конкурса участники смогли показать высокие профессиональные компетенции и навыки: умение совместно работать над сложными проектами, понимать друг друга, творчески и критически мыслить, быть лидерами, говорит Марина Ракова. В Сбербанке уверены, что конкурс станет для участников важным этапом в профессиональном развитии и откроет новые карьерные возможности. Самые мотивированные из финалистов пройдут стажировки в компаниях-партнерах, а лучшие будут трудоустроены.

Для эффективного поиска талантливых кадров организаторы «Цифрового прорыва» разработали эксклюзивную интерактивную витрину ИТ-специалистов, доступную партнерам проекта. Для каждого активного участника конкурса создан цифровой профиль со всей необходимой для работодателя информацией: ключевые компетенции, в каких мероприятиях участвовал кандидат, какие задачи решал и какое место занял. Еще одно нововведение этого года — профессиональный HR-ассесмент индивидуальных специалистов и команд. Все участники могли по желанию получить объективную оценку своих гибких навыков от экспертов — умение работать в команде, коммуникативные навыки, убедительность в общении, а также лидерские качества. Результаты ассесмента также доступны работодателям в профиле кандидата.

Учебный план

Классическое дополнительное образование также продолжает играть серьезную роль в формировании команд с оптимальными цифровыми компетенциями, говорит Екатерина Солнцева.

Корпорации обучают сотрудников в собственных учебных центрах, а также в партнерстве с вузами, разработчиками, поставщиками оборудования и ПО. Например, одна из компаний группы «Россети» открывает программу подготовки операторов беспилотников для мониторинга состояния труднодоступных ЛЭП. А в Академии «Росатома» не только обучают руководителей и специалистов, но и реализуют проекты развития корпоративной культуры, привлечения талантливых выпускников в отрасль, готовят рабочих и инженеров по стандартам WorldSkills.

Крупные компании ведут системную работу с вузами и ссузами по адаптации учебных программ, практико-ориентированной подготовки под нужды цифровой экономики. Целый ряд инициатив направлен на профориентацию школьников — всероссийские олимпиады, конкурсы, проектные смены.

Инструменты Пандемия ускоряет цифровую трансформацию территорий
Скачать Содержание
Закрыть