Инструменты , Весь мир ,  
0 

Пандемия ускоряет цифровую трансформацию территорий

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Цифровые решения избавят регионы от большинства проблем в сфере ЖКХ, соцобеспечения, ситуационного реагирования и других жизненно важных сферах госуправления.

Между лидерами и аутсайдерами индекса цифровизации российских регионов пятикратный разрыв, отмечают авторы совместного отчета «Цифровая жизнь российских регионов 2020» Московской школы управления «Сколково» и EY. Традиционно лидируют областные центры с более богатыми человеческими и природными ресурсами, выгодно расположенные и активно развивающие промышленность, такие как Краснодар, Екатеринбург, Казань, Тюмень, Калуга и Тула, отмечается в исследовании. В топе рейтинга — Москва и Санкт-Петербург, в аутсайдерах — Магас и Назрань в Ингушетии. Индекс оценивает цифровое развитие транспортной сферы, финансов, торговли, здравоохранения, образования, медиа и администрирования.

Территории отличаются по объемам финансового и кадрового обеспечения, способам решения задач цифровой экономики и самой организационной модели перехода в «цифру», говорит руководитель направления «Цифровое развитие» Центра стратегического развития Александр Малахов: «На повестке дня по-прежнему лоскутная цифровизация и информационное неравенство, которые были зафиксированы еще в 2011 году».

Коронастимул 

Пандемия эту разницу в цифровом развитии обострила: например, в апреле во время самоизоляции и введения цифровых пропусков в Москве и Московской области заявки в Минцифры на аналогичную услугу для населения подал 21 регион. Одни территории могли выплачивать пособия и денежные компенсации гражданам через портал госуслуг, в других офисы «Мои документы» были вынуждены работать даже во время полного локдауна.

В регионах, в частности, наблюдается нехватка оснащения цифровой инфраструктурой образовательных учреждений, отмечает вице-президент, директор дивизиона «Цифровые образовательные платформы» Сбербанка Марина Ракова.

Коронакризис сформировал целый ряд новых требований к национальной ИТ-инфраструктуре как фактору устойчивого развития, отмечает директор по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева: «Критически важным параметром становится скорость предоставления доступа к современным инфраструктурным ИТ-решениям». Остро стоит вопрос перехода промпредприятий всей страны на современные импортонезависимые цифровые технологии и платформы.

Пандемия стимулирует повышение эффективности управления на региональном уровне, считает Екатерина Солнцева. В ноябре, например, правительство Мурманской области перешло на цифровую платформу «Центр управления регионом», созданную при участии «Росатома».

«В регионах мы видим позитивную динамику по таким направлениям реализации нацпрограммы «Цифровая экономика», как подготовка кадров для цифровой экономики, информационная инфраструктура и безопасность, цифровое госуправление», — отмечают в «Росатоме».

В ближайшее время можно ожидать новую волну цифровизации, связанную с ускоренным развитием технологий «умного города», прогнозируют в госкорпорации. Компания уже внедряет подобные решения в городах своего присутствия и других муниципалитетах страны.

Сильная база

Преимущество России — развитая экосистема цифровой экономики, от технологий и пользователей до нормативно-правовой базой, отмечает директор РАЭК Сергей Плуготаренко: «Во время самоизоляции интернет-сервисы позволили оперативно перестроить бизнес-процессы, а гражданам — сохранить привычный уровень жизни и получать необходимые им товары и услуги».

В России достаточно высокое проникновение интернета, отмечает заместитель генерального директора Huawei Enterprise в России Александр Столяров. Причем как проводной инфраструктуры, так и зон покрытия мобильного интернета, которые, по его словам, активно расширяются: «Доступность интернета в России выше, а стоимость ниже, чем в большинстве западных стран».

По данным РАЭК, в 2019 году число интернет-пользователей в стране достигло 93 млн человек, или 76% населения страны (на 6% больше 2018 года). Мировой показатель составляет 57%.

Но интернет лишь канал доставки, нужны качественные цифровые услуги и цифровая культура потребления, подчеркивает Александр Столяров.

Бизнес всех регионов заинтересован в развитии цифровых технологий, говорит вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Мытенков. Особенно, по его словам, это актуально для отстающих территорий: «Внедрение цифровых технологий — это сокращение издержек и доступ к новым рынкам».

Пандемия подтолкнула развитие госуслуг для предпринимателей, отмечают в РСПП: «Руководителям территорий пандемия показала, что бизнесу необходим доступ к такому же количеству цифровых услуг, какой есть у физических лиц». В частности, по словам Сергея Мытенкова, бизнес-объединение ведет переговоры с Минцифры РФ о введении цифровых трудовых договоров.

Решение конкретных задач 

Цифровая трансформация коснулась всех отраслей и регионов, говорит генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей», директор Высшей школы государственного управления РАНХиГС Алексей Комиссаров: «Мы видим это в том числе и на примере задач, которые ставят партнеры «Цифрового прорыва» — всероссийского соревнования профессионалов цифровой экономики по созданию прикладных цифровых продуктов». По его словам, в стране идет настоящая борьба за ИТ-кадры.

Базами проведения региональных этапов технологического конкурса стали центры восьми федеральных округов, а сам конкурс проводился в формате 48-часовых онлайн-хакатонов. Задача регионального этапа — найти талантливых специалистов со всей страны, вовлечь их в процесс цифровизации регионов, а также предложить конкретные решения проблем, существующих на той или иной территории. Например, для нужд Пермского края участники «Цифрового прорыва» создали на основе алгоритмов компьютерного зрения прототип системы мониторинга состояния сельхозземель, Самарской области разработчики предложили сервис, упрощающий доступ к льготам и субсидиям, а также образовательную платформу с элементами геймификации. Более чем из 600 решений, созданных в рамках региональных хакатонов, свыше 200 были направлены на решение конкретных региональных задач в сфере ЖКХ, госуправления, социального обеспечения, систем ситуационного реагирования, городского управления и других жизненно важных систем, отмечают организаторы проекта.

Примечательно, что многие проекты носят остросоциальный характер. Например, в ходе Уральского регионального этапа команда Social Solutions создала сервис Its.we для взаимодействия людей с ограниченными возможностями с госструктурами и бизнесом.

А команда-победитель Exiting VIM создала для МЧС России по Новосибирской области систему моделирования процесса распространения пожара на основе больших данных и вычислений с использованием нейронных сетей.

По словам Марины Раковой, участие в проекте компаний реального сектора экономики и госструктур в качестве авторов кейсов для хакатонов позволяет не только подготавливать и находить новые кадры, но и знакомить их с реальными задачами бизнеса и регионов.

Скачать Содержание
Закрыть