Инструментом Евросоюза для реализации Парижских соглашений по климату помимо многомиллиардных вложений в инфраструктуру, «зеленую» энергетику и технологии является экономическое регулирование. К нему относится введение с 2021 года трансграничного углеродного налога, которым будет облагаться углеродоемкий экспорт из стран, не взимающих платежи за выбросы парниковых газов.
Введение углеродного налога в ЕС, с одной стороны, вызывает обеспокоенность российских экспортеров (по оценкам КПМГ, это будет стоить им €4–6 млрд в год, по оценкам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН — €2,8–3,6 млрд в год при уровне цен за единицу выбросов €20–25 за тонну СО₂-эквивалента), но с другой — заставляет российских чиновников и компании искать способы показать европейским регуляторам результаты усилий в борьбе с климатическим кризисом.
Сигналом к тому, что ЕС готов к сотрудничеству с Россией в вопросах климатического регулирования даже на фоне санкций и пандемии, стала конференция, проведенная 1–3 декабря 2020 года Центром энергетики Московской школы управления «Сколково» и представительством Евросоюза в России. Основным докладчиком на мероприятии был исполнительный зампред Еврокомиссии Франс Тиммерманс, курирующий программу «Европейский зеленый курс», которая призвана сделать ЕС углеродонейтральным к 2050 году в рамках обязательств Парижского климатического соглашения. «Евросоюз хочет такого сотрудничества с Россией, предприятия хотят такого сотрудничества — в форуме участвовали сотни компаний с российской стороны, сотни компаний с европейской стороны», — говорит глава Ассоциации европейского бизнеса в России Тадзио Шиллинг.
Низкоуглеродные решения
В начале ноября в рамках реализации национальной ответственности по Парижскому климатическому соглашению президент Владимир Путин подписал указ № 666 о сокращении выбросов парниковых газов РФ к 2030 году до 70% от уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов. Впрочем, разработанный Минэкономразвития базовый сценарий стратегии низкоуглеродного развития страны до 2050 года предполагает рост выбросов на 40% от текущего уровня к 2030 году и на 20% — к 2050 году при росте ВВП к 2030 году на 40%, а к 2050 году — в 2,5 раза. На фоне цели ЕС и других стран (о намерении достичь климатической нейтральности к 2050–2060 годам в первую очередь за счет изменения структуры энергетики и экономики, в частности, заявили Япония, Южная Корея и Китай) цель РФ выглядит не соответствующей целям Парижского соглашения, не говоря о том, что ЕС планирует уже к 2030 году сократить свои абсолютные выбросы СО₂ наполовину, а Китай намерен уменьшить углеродоемкость ВВП на 65%.
«Цель РФ делает ненужным какое-либо регулирование выбросов парниковых газов и свидетельствует о том, что у страны отсутствуют амбиции по снижению зависимости от ископаемого топлива», — рассуждает глава департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Игорь Макаров. «Непонятно, откуда в этих условиях возьмутся заявленные в новой стратегии темпы экономического роста. Скорее, можно ожидать сокращения экспорта из России всех видов ископаемого топлива — угля, нефти и природного газа, что по цепочке вызовет падение производства в смежных отраслях», — рассуждает бывший глава рабочей группы по климату экологического комитета РСПП, директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин. На конференции с критикой климатической политики российских властей выступил и экс-глава «Роснано», спецпредставитель президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс, завив, что Россия рискует на долгие годы выпасть из глобальной конкуренции, а в ЕС «возникнет другая техносфера».
Технологии вне санкций
Очевидно, что основным интересом для европейских компаний является поставка в РФ «зеленых» решений и технологий, в чем заинтересована и Россия. На конференции советник президента РФ по климату Руслан Эдельгериев обратился к европейским коллегам с призывом «объявить климатические проекты вне санкций» и «открыть доступ российским компаниям, заявляющим о намерении реализовать климатический проект, к международным финансовым институтам». «В России тоже стоит задача по снижению парниковых выбросов, и мы можем это сделать гораздо дешевле, чем в Европе. Конечно, европейские инвестиции и технологии существенно помогли бы в этом», — отмечает руководитель направления «зеленая экономика» Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ Сергей Семенцов. Совместная работа, по его словам, уже ведется. Так, «Газпром» планирует построить завод по производству водорода в Германии. Кроме того, «Росатом», «Газпром» и НОВАТЭК планируют начать производство чистого водорода и наладить его экспорт в Евросоюз в 2024 году», — отвечает представитель ВЭБ.РФ. Другое направление сотрудничества — изолированные энергосети, использование цифровых технологий в энергетике, «умные» сети. «Мы также видим возможности для сотрудничества по развитию систем «умного города», позволяющие снизить энергопотребление и, соответственно, выбросы парниковых газов, по электрификации технологических процессов в промышленности», — добавляет он.
Руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов считает, что в случае запуска системы торговли углеродными квотами в РФ российские компании смогут начать поставлять их на европейские рынки. «Опыт поставок хотя и скромный, но есть, тем не менее до установки полноценной системы торговли квотами в РФ пока далеко, так что как вариант российские производители ВИЭ смогут торговать «зелеными» сертификатами с зарубежными партнерами. Более же вероятно, что европейское регулирование скорее будет наносить ущерб доходам российских экспортеров», — полагает он, не веря, что «европейцы будут готовы поставлять в РФ оборудование для улучшения экологичности нашей промышленности».
Между тем замглавы экологического комитета «Деловой России» Наталья Беляева считает, что в целом доступ к технологиям, «зеленому» финансированию и другим инструментам, например секьюритизации активов, и сегодня существует, но их применение осложнено неготовностью как российских компаний, так и российских законов к таким решениям.