— Какие тренды в цифровизации российских промышленных отраслей сегодня уместно выделять?
— Основными направлениями здесь остаются диджитализация бизнес-процессов, управление на основе больших данных, управление клиентским опытом и ценностью продуктов и услуг, а также организация цифровой инфраструктуры и культуры. В рамках этих направлений достаточно успешно внедряются технологии, способствующие переходу от бумажных носителей к цифровым, созданию рейтингов взаимодействия с контрагентами, построению сквозного процесса работы внутри отдельно взятого предприятия в рамках единой информационной экосистемы.
— Своя экосистема предприятия — дань моде?
— Ее построение позволяет уйти от большого зоопарка информационных систем, которые с каждым годом все труднее поддерживать и развивать. Под зоопарком я понимаю в первую очередь самописные системы, созданные для решения определенных задач. Экосистема позволяет выстраивать процессы таким образом, чтобы все участники могли своевременно получать актуальную информацию и уже на ее основе принимать управленческие решения либо иметь под рукой аналитику, необходимую для работы. Два этих критерия подталкивают сегодня предприятия обращать внимание на готовые внешние решения и инструменты, которые могут быть адаптированы под любые требования бизнеса и производства, даже довольно специфические. Подобные инструменты поддерживаются и развиваются как силами внешнего разработчика, так и собственными ИТ-подразделениями предприятий. При этом часто речь идет о разработках на программном обеспечении из российского реестра.
— Есть предприятия, которые до сих пор воспринимают цифровой бум настороженно. Что с ними не так?
— Основная цель любой структуры — унифицировать и оптимизировать определенные процессы, чтобы в дальнейшем масштабировать их на другие направления. Подчеркну: не бездумно плодить их, а именно за счет цифровизации способствовать адаптации этих направлений к новым тенденциям рынка, бизнеса и производства.
При этом большое количество процессов, особенно на российских предприятиях с многолетней историей, основаны на старых регламентах, которые не изменялись, наверное, со времен плановой экономики. Они до сих пор формально действуют, хотя на практике чаще всего не востребованы. В таких ситуациях уже менеджерам стоит уделять большее внимание цифровизации, ведь именно они конечные бенефициары процессов. Таким управленцам следует развивать цифровую культуру и среди своих сотрудников. Консервативное отношение в итоге приводит к страху перед любыми новыми решениями, технологиями и подходами. Многие департаменты внутри крупных предприятий видят цифровизацию инструментом решения только собственных текущих задач, которые не могут быть интегрированы в общий контур. Такая близорукость обычно приводит к необходимости серьезных материальных затрат в будущем. Закрывать при помощи «цифры» только вопросы сегодняшнего дня значит стоять на месте.
Наличие на предприятии или производстве стратегии цифровизации, которая должна проводиться совместно с органом управления, желание создать свою цифровую культуру вокруг этой стратегии позволяют гармонично выстраивать любые, даже самые специфические, процессы.
.— Многие ли применяют bpm-инструменты?
— Если в цифрах, наверное, около 40% предприятий внедрили цифровое управление бизнес-процессами. Если посмотреть на лидеров рынка, таких как «Евраз», «Северсталь», КамАЗ, НЛМК и др., то все они уже давно активно применяют эти инструменты, и спрос продолжает расти. Когда картину начинают рассматривать в масштабе тысяч задач и пользователей, всегда приходят к таким решениям. Если рассуждать об оставшихся 60%, думаю, они только приступили к изучению этого вопроса.
— Какие задачи пришлось решать в ходе совместного проекта Softline и горно-металлургической компании «Евраз»?
— В январе мы объявили о завершении разработки и внедрении системы учета рекламаций в компании «Евраз». В рамках этого проекта были настроены портал самообслуживания для фиксации рекламаций и система для их дальнейшей обработки в процессе проведения претензионной работы. Решение компании «Террасофт», которое нами использовалось, позволит заказчику сократить риски утраты информации, связанные с человеческим фактором, снизить число рекламационных случаев и в целом повысить качество оказываемых услуг. Система создана на платформе Creatio, ее настройку специалисты Softline провели с учетом особенностей, регламентов, процессов и общей специфики функционирования горно-металлургической компании.
Данный кейс мы считаем наглядным практическим примером того, как сквозной рабочий процесс рассмотрен и оптимизирован не по наитию, а по результату. «Евраз» не побоялся с нашей помощью адаптировать к своим задачам уже готовые решения и инструменты. В дальнейшем их можно масштабировать и на остальные направления бизнеса компании.
— Предприятиям, сопоставимым по масштабам с «Евразом», сегодня разумно искать разработчиков с готовыми ИТ-решениями на стороне?
— Промышленному предприятию — особенно крупному — важно рассматривать любой сквозной процесс, который необходимо превратить в максимально технологичный, как задачу, где важно получить на выходе конкретное решение. Именно достигаемый результат должен стать отправной точкой для смены ориентиров и преодоления консервативного мышления. Первые победы, которые обеспечит грамотная цифровизация, позитивно ощутит не только руководство предприятия, но и сотрудники, которые с этими процессами непосредственно работают.
Наш проект с «Евразом» продолжается и сегодня. Любая подобная система требует не только настройки под практические потребности пользователей, но и адаптации к постоянно меняющимся бизнес-требованиям, обучения новых сотрудников и учета нюансов опытно-промышленной эксплуатации.
— В чем суть других проектов, которые сегодня есть в портфеле Softline?
— Таких проектов много, поскольку наша компания является глобальным поставщиком ИТ-решений и сервисов с эксклюзивной для заказчика экспертизой. Если говорить о нашем направлении, которое занимается внедрением систем на платформе «Террасофт», выделю внутренний проект Softline по автоматизации e-commerce процессов. В рамках проекта появилось единое информационное пространство для работы с клиентами, было обеспечено непрерывное взаимодействие с внутрикорпоративными системами ИТ-ландшафта и создана база для принятия управленческих решений внутри данного направления.
Другой пример — автоматизация задач по планированию промышленных ресурсов внешнего заказчика. Решение позволило своевременно рассчитывать расходы по доставке продукции и снижать издержки.
Для крупных производителей материалов мы в настоящий момент автоматизируем основные процессы ИТ и ITSM (IT Service Management, управление ИТ-услугами. — РБК+). Здесь необходимо организовать единую точку контакта с ИТ-департаментом, сократить время и повысить качество обработки запросов как для внутренних пользователей, так и для внешних. В конечном счете это повышает уровень обслуживания клиентов.
Для госсектора Softline автоматизирует процессы с учетом действующих регламентов и нормативных актов. Это важные задачи: любая ошибка может привести к глобальным негативным последствиям юридического характера.