Что такое сегодня «служебная машина»? На этот вопрос российские компании отвечают по-разному. Традиционно задача транспортного обслуживания сотрудников решается тремя способами. Одни крупные компании содержат собственные автопарки, другие перечисляют сотрудникам компенсации за транспортные услуги, третьи обращаются к местным подрядчикам, например локальным таксопаркам в разных городах России. В случае использования сторонних подрядчиков компании активно применяют механизм тендерных закупок.
По оценке «Яндекса», в 2020 году в ходе конкурсных процедур компаниями были заключены договоры на транспортное обслуживание и организацию перевозок на сумму 6–7 млрд руб. Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин говорит, что «далеко не все перевозки разыгрывают на тендерах», однако оценку в 6–7 млрд. руб. он считает «вполне реалистичной». В «Яндексе» отмечают, что названная цифра получена на основе изучения заявок на основных тендерных площадках. Но, подчеркивают в компании, это, по предварительной оценке, лишь четверть от общего возможного объема: важно понимать, что на тендерных площадках выкладывают заявки только компании с госучастием, а частные компании проводят тендер самостоятельно через отдел закупок, не публикуя заявок.
Глава подразделения «Яндекс.Такси для бизнеса» Алексей Баринский говорит, что договоры с местными подрядчиками заключают 40–50% компаний, заказывающих услуги по перевозке сотрудников, тогда как схема с компенсацией расходов применяется в 10–20% случаев. Если предположить, что все компании начнут избавляться от своего автопарка и перейдут на тендерную систему, то объем рынка может вырасти до «десятков миллиардов рублей», не исключает Сергей Либин.
Вызов для агрегаторов
Между тем отрасль меняется: все больше предпринимателей используют услуги агрегаторов такси. Владимир Беспалов, аналитик «ВТБ Капитал», видит этому два объяснения. «Первое — экономия в сравнении с содержанием собственного парка, которое сопряжено с большими простоями, содержанием штата водителей, обслуживанием машин — все это солидные издержки. Второе — такие услуги стали доступны оперативно: не надо заказывать машину заблаговременно. Появляются большие возможности в плане оптимизации», — рассуждает эксперт. «Агрегаторы наступают не так быстро, но это происходит», — соглашается Сергей Либин. «Компании, которые начинают думать об экономии, все активнее переходят на услуги агрегаторов. Для средних и мелких компаний это более насущный вопрос, но и корпорации могут оптимизировать бизнес», — добавляет эксперт.
Алексей Баринский считает корпоративный автопарк «серьезным видом операционной нагрузки», от которой компанию избавляет схема с использованием компенсаций. Однако в последнем случае «кратно прибавляется работы по отслеживанию поездок, проводок и администрирования». «Если компания большая, это превращается в кошмар», — замечает он. Что касается договоров с локальными таксопарками, то Алексей Баринский вспоминает опыт работы в крупной компании, когда он «сам был готов заплатить за поездку, лишь бы потом не иметь дел с бухгалтерией, не собирать чеки», не следить за вызовом «правильной машины». Онлайн-сервисы решают огромное количество проблем, в том числе предоставление машин в считаные минуты, один договор покрытия на всю Россию, личный кабинет отчетности. Можно выбирать класс машины, географию и ограничения. Все это легко делается одним человеком и не требует отдельного администрирования, перечисляет он. «Процесс перехода от своих автопарков к агрегаторам еще только набирает обороты, но темпы роста у этого сегмента очень хорошие. Чем дальше, тем больше клиентов будут пользоваться подобными услугами», — прогнозирует Владимир Беспалов. Сергей Либин отмечает, что в целом перевод услуг на аутсорсинг — это «широкий тренд».
Конкурсные кейсы
Телекоммуникационный оператор Tele2 — одна из крупных компаний, выбравших для перевозки сотрудников услуги «Яндекс.Такси для бизнеса». Менеджер по организации мероприятий и деловых поездок «Теlе2 Россия» Екатерина Яркина говорит, что при запуске тендера «самым важным было договориться о приемлемых условиях «на берегу». «Важно также разграничить требования к разным типам контрагентов — таксопаркам и агрегаторам, так как условия предоставления ими услуг отличаются», — говорит она, поясняя, что Tele2 всегда проводит подобные тендеры сразу по двум лотам (таксопарки и агрегаторы).
По словам Алексея Баринского, одним из частых (на этапе подготовки тендерных заявок) выступает вопрос о надежности исполнения контрактов. В «Яндекс.Такси для бизнеса» на это говорят, что работа с перевозчиками-партнерами остается «одним из главных фокусов компании», а качество услуг обеспечивается постоянным мониторингом партнеров, с которыми по жалобам клиентов «пересматриваются отношения вплоть до исключения из системы». Екатерина Яркина из Tele2 главным преимуществом в работе с агрегаторами считает «мобильность, а также возможность вызвать такси здесь и сейчас». «Это основное отличие от таксопарков, предлагающих услуги с необходимостью вызова машины заранее — минимум за 45 минут. Также большим плюсом агрегаторов является широкая география оказания услуг», — говорит она. В «Яндекс.Такси для бизнеса» также упоминают высокий уровень ответственности онлайн-сервисов — например, обязательство компенсировать корпоративным клиентам «доказанный ущерб» по контрактам. Широкому распространению агрегаторов в корпоративном секторе, по мнению эксперта, мешает только инертность бизнеса в вопросах оформления конкурсных заявок. «Тендерный процесс требует большого операционного вовлечения сотрудников. Многим в компании легче взять и повторить формулировки из старого тендера. Рынок меняется стремительно, но накопившаяся архаика тормозит изменения», — рассуждает Алексей Баринский. «Если есть свой автопарк и обслуживающие его сотрудники и водители, то они заинтересованы в сохранении своих услуг внутри компании», — приводит еще одну причину инертности рынка Сергей Либин.
По словам экспертов, оформить тендерные документы таким образом, чтобы в конкурсе на перевозки могли участвовать онлайн-сервисы такси, совсем не сложно. Сейчас заказчики зачастую по старинке ищут подрядчика на «оказание транспортных услуг», что подразумевает, например, требование обеспечить заказ машины заблаговременно. Между тем онлайн-сервисы могут предоставлять компаниям услуги «организации перевозок», то есть для их участия в тендерах достаточно лишь изменить несколько формулировок в документации. При этом, отмечает Алексей Баринский, его компания «способна обеспечивать большие тендерные задания с недостижимым ранее географическим охватом и уровнем сервиса», и все больше клиентов понимают это.