«Миф, что фондовый рынок исключительно для профессионалов, рушится»
Материалы выпуска
Инвестиционный бум: количество и качество Рынок «VIP-клиент помолодел почти на десять лет» Инструменты Бумажные игры: в какие активы вкладываться инвесторам в этом году Инструменты «Миф, что фондовый рынок исключительно для профессионалов, рушится» Компетенция
Компетенция
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Миф, что фондовый рынок исключительно для профессионалов, рушится»

О ситуации и трендах в сегменте частных розничных инвестиций в России РБК+ рассказал заместитель начальника департамента розничных продуктов и премиального бизнеса Газпромбанка Артем Зотов.
Фото: Юрий Чичков для РБК

— Результаты первых месяцев текущего года дают понять, что активность инвесторов-физлиц на фондовом рынке продолжает расти, следуя тенденции прошлого года. Насколько это, на ваш взгляд, устойчивое явление? Как вы в целом оцениваете текущую ситуацию в сегменте ретейл-инвестиций?

— Ситуацию оцениваю позитивно​. Количество частных розничных инвесторов, открывающих счета у брокерских, управляющих, инвестиционно-страховых компаний, профильных подразделений банков растет в геометрической прогрессии. Профучастники фондового рынка, в свою очередь, предоставляют клиентам самый широкий спектр инвестиционных продуктов: с защитой капитала, гарантированной доходностью, более рискованные продукты. Хочешь — пожалуйста. На рынке есть бренды, завоевавшие хорошую репутацию у населения, в том числе из банковского сектора. При этом есть продукты, как говорится, на любой кошелек. За несколько тысяч рублей можно стать инвестором в акции крупнейших компаний, включая международные.

У россиян постепенно рушатся стереотипы о том, что фондовый рынок — исключительно для профессионалов. Сейчас все больше людей понимают, что могут в любой момент зайти на него, инвестировать и торговать. Постепенно растет общий уровень финансовой грамотности.

— Насколько эту картину могут нарушить ограничения, которые регулятор постепенно пытается вводить для неквалифицированных инвесторов?

— Думаю, что соответствующая проблема преувеличена. Законопроект о категоризации частных инвесторов, другие действия регулятора не ограничивают доступ ко всем классическим продуктам, которыми, как показывает и общая статистика, и практика Газпромбанка в частности, пользуются большинство инвесторов-«физиков». А через Санкт-Петербургскую биржу можно иметь доступ даже к зарубежным бумагам. Ограничения в основном касаются прямого выхода на иностранные площадки и сложных структурных продуктов. Но доля клиентов, действительно в этом заинтересованных, очень мала.

— Как на сегмент повлияла ситуация с пандемией?

— Я бы сказал, что в некотором смысле она оказала стимулирующее влияние на рынок. В частности, она сыграла на руку игрокам, которые либо еще до пандемии хорошо развили дистанционные сервисы, включая мобильные торговые приложения, либо быстро сориентировались и органично влились в рынок со своими новыми решениями. В частности, приложение «Газпромбанк Инвестиции» от брокера «ГПБ Инвестиции» (входит в группу «Газпромбанк») было запущено сравнительно недавно — в октябре 2020 года, однако уже входит в топ-15 ведущих операторов торгов по количеству активных клиентов в рейтинге Московской биржи по состоянию на февраль по секции фондового рынка.

— Как вы на себе ощущаете растущую инвестиционную активность россиян? Газпромбанк ведь относительно недавно стал игроком в сегменте розничных инвестиций. В чем плюсы и минусы такого положения?

— Брокерский бизнес у Газпромбанка был всегда. У нас есть очень сильное подразделение, предоставляющее доступ к торговле на бирже через систему QUIK для юридических и физических лиц.

Но, учитывая тренды последних лет, мы, безусловно, не могли оставаться в стороне от сегмента ретейл-инвестиций, от развития дистанционных технологий и mobile. В частности, мы видели, что на это есть запрос со стороны наших клиентов, которым, безусловно, нужно было предоставить все соответствующие сервисы и опции.

Если говорить о позициях Газпромбанка на рынке розничных инвестиций, то, конечно, игроков из тройки лидеров сейчас догнать непросто. Но, на мой взгляд, вполне возможно, учитывая, что сегмент частных инвестиций в России находится только в самом начале своего развития. Несмотря на явный прогресс в последнее время, открытые брокерские счета сейчас имеют лишь 7% россиян. Для сравнения: в США и Японии этот показатель составляет 40–50%, население там более активно вовлечено в инвестиционный процесс. Увеличение интереса россиян к инвестициям в последние годы очевидно, но это не предел. Есть куда расти. Пройдет еще несколько лет, пока игроки займут устойчивые позиции и стабильно закрепят свою долю на рынке.

В нашем положении можно найти и определенные плюсы. В частности, мы имеем возможность учиться на чужих ошибках, видеть, какие решения и гипотезы рынком уже проверены. Частный инвестор стал более зрелым, и нам легче оценивать его запросы, формировать его клиентский путь. При разработке мобильного приложения мы смогли изучить опыт конкурентов, отклик клиентов на те или иные инструменты в рамках цифровых мобильных платформ. Отсеяли лишнее и предложили клиенту то, что ему действительно нужно, сэкономив при этом массу ресурсов.

— Можно привести пример решений, которые вы считаете удачными?

— На мой взгляд, в нашем мобильном приложении один из самых удобных фильтров в каталоге продуктов, которых сейчас на бирже огромное количество. И мы смогли придумать очень удобный путь для поиска компаний-эмитентов — по каждому в приложении приводятся ключевые показатели и мультипликаторы, чтобы люди могли сделать определенные выводы относительно инвестирования. Параллельно подгружается новостная лента с информацией, которая может быть полезна в том или ином конкретном случае.

Также мы установили простой и понятный тариф за совершаемые операции в мобильном приложении, одинаковый для всех клиентов — как с большими чеками, так и с маленькими. Это 0,06% от суммы сделки (но не менее 10 руб. за фондовый рынок и 60 руб. за валютный рынок). В целом по рынку это очень низкий тариф.

— Какие продукты сегодня в большей степени интересуют розничных инвесторов — клиентов Газпромбанка?

— Думаю, что наши клиенты ничем не отличаются от клиентов других компаний. Есть консервативные инвесторы, и у нас таких достаточно много, которые покупают голубые фишки, облигации. Но есть и те, кто хочет попробовать поторговать бумагами Tesla, Apple и пр. Многие розничные инвесторы сейчас проявляют интерес к иностранным ценным бумагам. Как правило, это акции крупнейших отраслевых лидеров США. Примечательно, что в этом году Санкт-Петербургская биржа, специализирующаяся на торгах иностранными ценными бумагами, обошла по объему торгов акциями Московскую биржу. Мы внимательно следим за тем, как меняются инвестиционные предпочтения россиян. На текущий момент также актуальны удобные коробочные решения: ETF, структурные продукты.

Среди популярных продуктов в приложении «Газпромбанк Инвестиции» — продажа облигаций Газпромбанка (первичное размещение). Мы полностью оцифровали эту опцию, и человеку достаточно открыть брокерский счет в «Газпромбанк Инвестиции» (у многих клиентов Газпромбанка он уже есть), зачислить деньги и «с кнопки» купить облигации через удобную витрину.

Вообще, скажу, что у нас припасено немало сюрпризов для инвесторов. У группы «Газпромбанк» сильная экспертиза по рынку ценных бумаг, включая создание продуктового ряда. Будем постепенно выводить в приложение новые продукты и сервисы. Это и аналитический контент, и удобные коробочные решения с защитой капитала, и многое другое.