— Малое и среднее предпринимательство (МСП) в России, согласно различным аналитическим отчетам, продолжает испытывать серьезные проблемы из-за коронакризиса. Насколько в таких условиях сегмент восприимчив к предложениям новых решений, сервисов?
— Кризисы периодически случаются на рынке. Сегодня — новый коронавирус, завтра — еще что-нибудь. Это не повод останавливаться в развитии. Скорее, кризис — это та причина, по которой команда любого бизнеса должна максимально сконцентрировать свои силы, ресурсы, найти способы эффективно изменить направление, модель, стратегию, адаптироваться под сложившиеся обстоятельства.
Хотя мы запускали свой новый цифровой банк METIB в начале 2020 года, когда еще было трудно оценить масштабы и продолжительность распространения COVID-19. Однако даже начало локдауна в марте прошлого года практически никак не отразилось на нашем проекте. Во-первых, он ориентирован не только на малый и средний, но и на крупный бизнес, с которым традиционно работает Металлинвестбанк и который в меньшей мере пострадал от коронакризиса. И даже субъекты МСП, которые являются нашими клиентами, как показала жизнь, относительно неплохо переживали все экономические невзгоды. При этом мы совсем не работаем с микробизнесом, по которому кризис ударил наиболее сильно.
То есть, в плане фокуса на аудиторию МСП, задача была сделать качественный сервис для работающего клиента, который просуществовал на рынке год и более, которому нужно надежное плечо в лице банка, его удобных сервисов, продуктов. Чтобы этот клиент мог максимально сосредоточиться на антикризисных мерах для своего бизнеса.
Действительно, коронакризис пережили не все, но сейчас мы наблюдаем в сегменте МСП постепенное оживление. У нас, в свою очередь, отмечается динамичный рост клиентской базы — причем именно за счет восстановившихся работающих компаний. Поэтому в целом сейчас динамика позитивная. В наш новый цифровой банк за первые семь месяцев работы пришло уже более 1,5 тыс. клиентов, притом что банк очень аккуратен в оценке тех, с кем работает. А согласно нашей стратегии развития прирост у нас должен составлять плюс 2 тыс. клиентов ежемесячно.
— Сервис METIB пришел на высококонкурентный рынок — сегодня у всех крупных банков есть мобильные и веб-приложения для бизнеса, в том числе некрупного. Что вы предлагаете своим клиентам, какие у них могут быть мотивы для выбора в пользу вашего сервиса?
— У нашего банка и раньше существовали цифровые приложения для корпоративных клиентов. Целью проекта METIB, с одной стороны, было сделать цифровой банк, который был бы универсален для разных сегментов предпринимательства. В том числе для сегмента МСП, который часто существует на базе крупного бизнеса: «дочки», поставщики комплектующих, дистрибьюторы и пр. С другой стороны, у нас была задача привлечь в наш банк аудиторию, с которой мы раньше работали в меньшей мере, чем с корпоративными клиентами. Отставание от конкурентов в части онлайн-взаимодействия с МСП имело и определенные плюсы — мы смогли посмотреть на других, оценить, какие элементы цифровых банков для малого бизнеса работают наиболее эффективно, а какие являются балластом. Вкупе с нашим собственным опытом это позволило создать качественный конкурентоспособный сервис без лишних издержек.
Мы с нуля сделали мобильное приложение, которое включает в себя всю базовую функциональность для предпринимателей: платежи, выписки, выставление электронных счетов и т.д. Мы создали единую службу поддержки клиентов, которая готова отвечать на вопросы по телефону и в чате.
— А есть у вас что-то особенное?
— Не скрою, амбиции выделиться на рынке были. Но так, чтобы это ни в коем случае не мешало эффективности. И мы нашли, на мой взгляд, очень интересное решение — сервис «Финансовый директор» для автоматизации управленческой отчетности, который разработал наш партнер. Они три с лишним года вкладывали в проект ресурсы, задействовали всю мощь своих аналитиков, чтобы создать сервис, который позволит бизнесу иметь качественный управленческий учет. Сервис интегрируется с бухгалтерской программой и позволяет контролировать воронки продаж, регулировать штат сотрудников, отслеживать затоваривание складов, прогнозировать финансовые потоки, предупреждать кассовые разрывы и пр. И все это наглядно и понятно. И это тот случай, когда роботы могут лишить работы живых финансовых директоров, — в том же среднем бизнесе, скажем. С учетом текущей ситуации, когда все стремятся к оптимизации, это актуально.
— Что еще заложено в METIB?
— Весь стандартный набор функций — банковское кредитование, банковские гарантии, факторинг, онлайн-бухгалтерия, расчетно-кассовое обслуживание, управление финансами, онлайн-регистрация бизнеса, эквайринг, валютный контроль. Это есть в любом уважающем себя банке.
Но мы планируем развивать дополнительные направления. Например, запустить сервис быстрого онлайн-кредитования для сегмента МСП, когда скоринг и принятие решения по предоставлению кредита будут осуществляться в течение одного дня. Сейчас мы видим на рынке запрос на такую услугу. В перспективе с этим и некоторыми другими своими продуктами мы планируем выходить в маркетплейсы. Но при этом идти в модную ныне тему создания собственных маркетплейсов или экосистем мы не спешим, т.к. не хотим тратить силы и ресурсы на эксперименты, которые могут оказаться не нужны нашим клиентам. На наш взгляд, нужно, чтобы предприниматель, заходя в приложение или интернет-банк, видел там только то, что ему необходимо в бизнесе, а не массу всяких иконок и баннеров.
Сейчас мы работаем над детальной оценкой нашей целевой аудитории — смотрим, кто приходит в наш цифровой банк и с какой целью. У нас нет задачи наращивать клиентскую базу ради того, чтобы похвастаться своим размахом, особенно учитывая то, что мы очень законопослушны и досконально соблюдаем все регламенты, установленные регулятором. Но в любом случае главной целью банка является предоставление качественных продуктов как действующим, так и новым клиентам.