— В чем вы видите потенциал развития отношений ЕС и России на фоне пандемии?
— Председательство Германии в Совете ЕС было отмечено колоссальными масштабами пандемии. Необходимо было обеспечить принятие 27 странами серьезных политических мер в здравоохранении и экономике и вместе с тем продолжать работу над решением серьезных задач в области климата и дигитализации.
На этом фоне основательные дискуссии принесли эффективные результаты — например, значительные меры по поддержке «зеленой» сделки и тех, кто оказался из-за пандемии в тяжелой ситуации. Во время кризиса 27 членов ЕС продемонстрировали крепкую сплоченность, и некоторые попытки представить ситуацию в искаженном свете не позволили ее расколоть. Здесь не следует путать культуру дискуссий и компромиссов в ЕС с отсутствием единства.
Убежден, эта сплоченность европейцев положительно проявит себя в том числе и в переговорах с новой администрацией США, и в позициях в отношении Китая, и во взаимоотношениях с Россией.
В настоящий момент слишком много тем между Москвой и Брюсселем, позиции по которым очень серьезно различаются и в отношении которых мы твердо стоим на стороне международного права и прав человека. Вместе с тем я думаю, что обе стороны знают: в обоюдных интересах в долгосрочной перспективе наладить добрые отношения. Эта задача будущего столь же сложна, как и важна, и ее решение не терпит отлагательства — климатический кризис и пандемия требуют решений, невзирая на границы.
— В чем основные отличия повестки стартовавшего в 2020 году российско-германского года?
— Этот тематический год проходит в самый подходящий момент. Конечно, когда его концепция разрабатывалась, никто не знал, насколько сложными станут отношения между нашими странами. Тем важнее не терять из виду долгосрочную перспективу, уделяя внимание вопросам устойчивого развития и встраивания данного подхода в повестку германо-российских отношений и нашего сотрудничества в области образования, здравоохранения, энергетики, дигитализации и партнерства в экономике и торговле.
Поскольку в этих сферах правительства совместно разрабатывают инициативы и проекты, Год может положительно сказаться и на нынешней непростой конъюнктуре в двусторонних отношениях.
Научный форум по «зеленой» трансформации, дискуссии по цифровой экономике, фестиваль устойчивых инициатив — все это такие же части тематического года, как взаимодействие по вопросам Арктики или инициатива по 1 тыс. стажировок в германских фирмах.
— Какую роль может сыграть Россия в «зеленом» восстановлении ЕС и Германии?
— У России, безусловно, имеется потенциал, чтобы играть важную роль в «зеленой» трансформации всего региона. Германия и ЕС — импортеры энергоносителей, им и впредь будет необходимо импортировать энергию из-за рубежа. При этом ориентиры расставлены: доля ископаемых энергоносителей будет постоянно снижаться, а роль «зеленых» источников энергии с низкими выбросами CO₂ — наоборот, расти. Потенциал России в этой сфере, в частности в области ветряной и водородной энергетики, огромен, его необходимо развивать и использовать. Кроме того, ориентированной на бережное отношение к окружающей среде Европе необходимо импортировать также сырье и продукцию, служащие источниками чистой и возобновляемой энергии. Здесь Россия тоже может стать сильным партнером.