— С какими результатами отрасль завершила 2020 год?
— По данным Минпромторга, в 2020 году объемы химической промышленности в России выросли на 5,4% вопреки сложностям, вызванным пандемией коронавируса. Концерн BASF сохранил свои позиции в регионе Россия и СНГ на уровне 2019 года, который был для нас одним из самых успешных. И это несмотря на довольно ощутимые последствия волатильности местных валют.
В прошлом году условия на рынке становились все более агрессивными, в определенных сегментах появились новые игроки, преимущественно азиатские, и цены значительно снизились. Однако, несмотря на все вызовы, по итогам прошлого года в России мы нарастили объем продаж и долю рынка в ключевых сегментах.
В глобальном масштабе объем продаж BASF в 2020 году составил €59,1 млрд, то есть остался практически на уровне 2019-го, а прибыль от операционной деятельности без учета единовременных эффектов составила €3,6 млрд (минус 23% к 2019 году). В последнем квартале 2020 года мы отметили первые признаки восстановления и рост ключевых показателей: цены выросли на 7%, продажи — на 8%, прибыль от операционной деятельности без учета единовременных эффектов — на 32%.
— Каковы ожидания и планы на 2021 год?
Мир все еще живет в период неопределенности: не исключен риск третьей волны пандемии и продолжения локдаунов во многих странах. Однако мы полагаем, что российский ВВП увеличится на 3,2–3,6%, а рост химической отрасли превзойдет темпы общего восстановления.
В связи с этим в России у нас есть хороший шанс увеличить объемы продаж и продолжить наращивать бизнес. В частности, на всех важнейших рынках СНГ мы ожидаем дальнейшего роста нашего направления «Решения для сельского хозяйства», которое занимается средствами защиты растений и семенами.
— Повлияло ли на бизнес закрытие границ? Как развиваются мощности компании в России?
— Во время пандемии мы не потеряли ни одного заказа: все процессы, включая логистику на границе, работали в штатном режиме, и сбоев в цепочке поставок не наблюдалось.
Но локализация производств приобретает для нас все большее значение. Помимо собственного завода автомобильных лакокрасочных покрытий в Московской области и совместного предприятия с «Нижнекамскнефтехимом» по выпуску полиуретановых систем в Татарстане сейчас в России у нас десять толлинговых площадок, охватывающих большинство сегментов портфеля. Еще несколько точек мы планируем запустить в этом году.
— Какие проекты получат дополнительное развитие?
— Если говорить не только о химических технологиях, нашими приоритетами станут цифровизация процессов внутри компании, дальнейшее развитие культуры лидерства, а также внедрение концепции устойчивого развития абсолютно во все сферы деятельности.
Вместе с клиентами и партнерами мы планируем определить ряд перспективных проектов и продолжить начатые инициативы. Например, вместе с российской компанией «Сибур» мы занимаемся разработкой инновационных полимеров в «Сколково». Также мы сотрудничаем с двумя воронежскими университетами, вовлекая студентов в международный обмен опытом и объединяя наши научные мощности. Кроме того, недавно московская лаборатория BASF начала предоставлять внешним партнерам новый сервис по лабораторному тестированию присадок для НПЗ.