— По данным Международной федерации робототехники (IFR), темпы промышленной автоматизации во многих странах ускоряются. Как на этом фоне выглядит российская промышленность?
— По данным исследования Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) и Минпромторга РФ, в 2018 году рынок в России вырос на 42%, число установленных на предприятиях роботов превысило 1 тыс., тогда как в 2017 году этот показатель составлял чуть более 700. Но плотность роботизации остается на достаточно низком уровне — шесть роботов на 10 тыс. рабочих.
К 2022 году темп внедрения роботов в мире, по оценкам компании KUKA и Ассоциации промышленной робототехники, должен возрасти до 524 тыс. новых роботов в год.
Лидерами по количеству установленных промышленных роботов по отношению к количеству рабочих являются Сингапур (918 роботов на 10 тыс. сотрудников), Южная Корея (868 роботов) и Япония (364 робота). Германия по этому показателю находится на четвертом месте (346 роботов) и является крупнейшим потребителем промышленных роботов в Европе. Китай на 15-м месте (187 роботов на 10 тыс. работников), но китайский рынок один из самых динамично развивающихся.
Перечисленные страны являются также крупными экспортерами промышленных роботов: 47% мирового производства роботов приходится на Японию. Китай — второй по производству робототехники. Собственное производство ускоряет роботизацию, позволяет оценить ее эффекты и преодолеть регуляторные и технологические барьеры. Поддержка автоматизации производств, как правило, оказывается на государственном уровне.
— Каковы планы ГКС по направлению внедрения промышленных роботов?
— ГКС поддерживает тренд промышленной автоматизации в России и обладает компетенциями от постановки задачи, обследования, проектирования роботизированных ячеек и моделирования производственного цикла до поставки и установки оборудования, развертывания инженерной и ИТ-инфраструктуры и запуска производства с последующим комплексным сервисом всей инфраструктуры.
Совместно с технологическим партнером — производителем роботов KUKA – мы уже внедрили робототехнические комплексы на ряде российских предприятий и видим рост интереса к этим технологиям в промышленности, в том числе со стороны вертикально интегрированных компаний «Росатом», «Ростех», «Роскосмос».
Для ускорения темпов роботизации российской промышленности необходима комплексная госпрограмма поддержки, которая бы стимулировала внедрение роботов в производственный цикл.
Развитие отрасли потребует также подготовки квалифицированных кадров. Дефицит кадров составляет порядка 19 тыс. человек, к 2025 году эта потребность вырастет до 40 тыс., к 2030-му — до 66 тыс. Необходимо вовлекать в процесс внедрения роботов образовательные учреждения, например, создавать роботолаборатории в вузах. А на производстве активно привлекать в этот процесс средний менеджмент и инженерно-технический персонал.
ГКС с компанией KUKA, например, проводят открытые вебинары и семинары по робототехнике, информируют о возможностях применения промышленных роботов для различных отраслей, проводят консультации для заинтересованных предприятий, организуют демостенды с роботами, демонстрирующие разный функционал. Ближайший семинар «Цифровизация промышленности: автоматизация и роботизация производства» с демонстрацией действующих образцов промышленных роботов и практикой управления роботами состоится 28 апреля в представительстве компании KUKA.
— Пандемия ускорит роботизацию производств?
— Да, возникла потребность в минимизации зависимости производственного процесса от сотрудника. В частности, из-за глобальных ограничений на перемещение резко сократилась трудовая миграция, это отразилось на темпах производства.
Бизнес стремится застраховаться, в том числе, от возможных повторных волн эпидемии. Последние 7-8 месяцев в ГКС растет число запросов на аудит промплощадок по определению возможностей внедрения промышленных роботов.
— Какие отрасли сегодня имеют наибольший потенциал роботизации?
— Ускорение темпов перехода на отечественный софт и ИТ-оборудование потребует стремительного увеличения производства в электронной промышленности. На примере завода «Аквариус» по производству электроники и ИТ-оборудования мы понимаем, что без роботизации будет крайне сложно конкурировать на рынке.
Серьезный потенциал роботизации есть и у предприятий пищевой промышленности: высокая конкуренция заставляет производителей оптимизировать расходы на производство. Применение роботов на правильно подобранном технологическом участке (массовом выпуске однотипной продукции, например) обеспечивает рыночное преимущество и реальную экономию.
Традиционно лидером применения роботорешений является автопром. Как правило, при локализации производства иностранные автопроизводители закупают сразу всю технологическую линию, укомплектованную роботами. При таком подходе мы видим для себя возможность оказывать сервисное обслуживание роботов.
Наименее роботизированные, на наш взгляд, авиакосмическая и судостроительная отрасли. Для нас эти сферы представляют интерес и даже некий профессиональный вызов.
— Какова эффективность от внедрения роботов?
— Линейка роботов KUKA включает роботов грузоподъемностью от 5 до 1300 кг. Эффективность робота можно рассчитать в зависимости от его модели и целей применения.
Сложилось предубеждение, что внедрение промышленной робототехники медленно окупается. Это не так. Современные промышленные роботы быстро автоматизируют вторичные процессы: перемещение объектов, упаковку и укладку, маркировку, контроль качества — такие роботы могут окупить себя менее чем за год.
Главное — внедрение роботов приводит к сокращению сроков производства, повышению производительности, повышению качества и его стабильности (брак снижается в два раза и более), снижаются операционные расходы.
Например, в прошлом году такой расчет мы делали для собственника лесоперерабатывающего предприятия. Из-за пандемийных ограничений предприятие лишилось части работников. В частности, нужно было обеспечить палетирование древесно-стружечных плит. Расчеты показали, что внедрение робота-погрузчика окупится уже в течение полутора лет. В результате собственник установил промышленного робота и планирует увеличить роботизацию техпроцессов.
Робот повышает безопасность труда и снижает зависимость производства от влияния человеческого фактора: он не болеет, не берет выходных и не ходит в отпуск.
Стоимость приобретения и установки роботов снижается с каждым десятилетием. В период с 2005 по 2014 годы стоимость внедрения робототехники снизилась почти на 30%, а к 2025 году прогнозируется снижение еще на 22%. Роботы становятся более простыми в управлении и программировании, что делает их использование доступным не только для крупного бизнеса, но и для предприятий малого и среднего бизнеса.
— Как роботы встраиваются в производственно-коммерческую схему предприятия?
— Невозможно спланировать и обеспечить эффективность внедрения робота в ту или иную технологическую цепочку, не побывав на месте, не погрузившись в производственный процесс. Нужно понимать площадку, условия для установки робота, подготовить инфраструктуру, которая потребуется для его внедрения. Все это мы выясняем на стадии технологического аудита. После чего составляется техническое задание и закладываются KPI.
После того как подобрано место, разработан проект роботизированной ячейки, мы дополнительно проводим компьютерное моделирование работы робота, в интерактивной 3D-модели проверяем, как он вписывается в рабочий процесс и в само помещение. В 3D часто выявляются нюансы, которые сложно предугадать в двухмерной модели.
Моделирование и проектирование осуществляется на базе семейства программных продуктов KUKA. Вместе с оборудованием мы поставляем ПО, которое позволяет перепрограммировать робота на другую задачу, и обучаем техперсонал заказчика программированию. Сами роботы универсальны: одного робота можно применять на разных технологических участках, меняя навесное оборудование.
— Как меняются подходы к обеспечению информационной безопасности промышленности?
— Это один из ключевых аспектов при планировании автоматизации любого предприятия. Информационная атака на автоматизированную систему управления может оказаться причиной аварии и способна причинить ущерб имуществу, жизни и здоровью граждан.
Автоматизированная система управления должна быть защищена как на физическом, так и на информационном уровне. Центр компетенций ГКС по информационной безопасности обладает опытом и разрабатывает решения под каждого заказчика, в соответствии с положениями ФЗ-183. Тем более, что у большинства наших промышленных партнеров объекты относятся к критической информационной инфраструктуре.