Инновации ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Школа научилась давать возможности

Фото: Игнат Козлов для РБК+
Фото: Игнат Козлов для РБК+
Индивидуальные образовательные траектории в школе открывают для учеников двери в любые вузы мира и возможности для самореализации.

Чтобы сегодняшние школьники были успешны во взрослой жизни, необходимо уже сейчас формировать у них компетенции XXI века, так называемые 4К: критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию, полагают аналитики ВЭФ.

Престижные вузы уже сегодня ждут от абитуриентов помимо знаний и навыков проявление когнитивной гибкости, изобретательности, говорит директор по развитию и инновациям «Летово» Мадлена Шагинян: «В ряде вступительных заданий в Оксфордский и Кембриджский университеты, например, нет правильных ответов или решений. Оцениваются стратегии мышления учащегося и подходы к решению задач».

К 2030 году, по ее словам, работодатели будут ожидать от сотрудников в первую очередь умения решать проблемы (problem solving), а также вычислительного и системного мышления, цифровой грамотности и способности к автономному обучению.

Школьные задачи

Необходимость формирования навыков XXI века признают в России. В новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), действующие для всех образовательных учреждений страны с 2012 года, включены soft skills — метапредметные и личностные результаты школьников (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи). По идее, это должно позволить России встроиться в международную концепцию «Образование 4.0», а каждому российскому выпускнику — получить шанс на продолжение образования в любом вузе мира.

Однако в общеобразовательных школах пока чаще встречается модель трансляционной педагогики, говорит директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская: «Она не предполагает самоорганизации, самоопределения, способности самостоятельно учиться, планировать свой день, активности и осознанности, которые нужны современным детям для успешного будущего».

Лишь 15,3% российских учителей считают, что школа в ответе за навыки самоорганизации и 53,4% — за развитие у учеников критического мышления и мотивации к учебе, приводят данные авторы исследования «Навыки XXI века в Российской школе: взгляд педагогов и родителей» (2018) НИУ ВШЭ.

Задача школы — научить учиться, говорит профессор Российской экономической школы Андрей Маркевич.

Жизнь и рынок труда развиваются так, что ранняя профориентация может негативно сказаться на будущем, отмечает Ольга Назайкинская: «Выпускник должен быть готов многократно получить разное образование и за жизнь сменить несколько профессий».

Необходимо закладывать навыки, которые позволят заниматься инновациями и исследованиями, отмечает директор Заочной физико-технической школы МФТИ (вуз — участник Проекта 5–100) Анна Габдрафикова: «В идеале дети должны овладевать навыками и компетенциями для ориентации в самых неожиданных областях».

Персональные траектории

Рост в начале 2000-х годов запросов родителей на образование высоких возможностей и его индивидуализацию способствовал появлению в стране доступных негосударственных школ нового поколения, отмечают авторы исследования НИУ ВШЭ «Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития» (2019). За 23 года доля частных школ в общем числе общеобразовательных организаций выросла в 2,4 раза и в 2018-м достигла почти 2%. 35% руководителей частных образовательных учреждений считают, что индивидуальные подходы особенно нужны высокомотивированным и способным детям.

В некоммерческой частной школе «Летово», созданной для способных и мотивированных школьников из любых уголков страны и с любым финансовым положением, на профиль ученика, например, составляется «дорожная карта» развития на десять лет вперед, рассказала Мадлена Шагинян.

Индивидуальная образовательная траектория учитывает образовательные потребности, интересы и стремления ребенка, позволяет изучать предметы за рамками школьной программы. Такой подход реализуется в том числе через подготовку детей и их участие в олимпиадах, а также проектную деятельность и углубленное изучение предметов с помощью онлайн-программ от лучших университетов мира, отмечает директор по развитию и инновациям «Летово».

Помимо академических достижений и интеллектуальных способностей в «Летово» ученики оцениваются на стрессоустойчивость, эмпатию, инициативность, зрелость, мотивацию, всего по 15 разным параметрам.

В этом году 43 ученика школы получили 141 предложение от мировых вузов, 36 ученикам «Летово» образовательные услуги предложили университеты из топ-25, в том числе Карнеги-Меллон, Йельский и Стэндфордский университеты, Оксфорд, Кембридж и другие.

Частные школы часто берутся за задачи, которые трудно реализовать в массовом порядке, говорит главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Если преподавательский состав обладает высокими компетенциями, то форма собственности школы не имеет приоритетного значения, отмечает Анна Габдрафикова.

Команда педагогов «Летово», например, отобрана на конкурсной основе. Учителя участвуют в долгосрочном планировании и комплексном управлении учебным процессом для разных траекторий учащихся и дважды в год сдают внутренние экзамены, отмечают в «Летово».

От первого лица «Понимать, чему ты хочешь учиться в вузе, — хороший старт для школьника»
Скачать Содержание
Закрыть