Инструменты , Весь мир ,  
0 

Эндаументы в образовании обеспечивают старт способным детям

Фото: Игнат Козлов для РБК+
Фото: Игнат Козлов для РБК+
Стабильное финансирование влияет на материально-техническую базу учебного заведения, дает возможность внедрять современные образовательные программы и воспитывать будущих меценатов.
В России растет число эндаумент-фондов — инвестиционных портфелей некоммерческих организаций, сформированных за счет пожертвований. По данным Национальной ассоциации эндаументов, на конец 2019 года в стране действует 221 эндаумент-фонд с общим капиталом 28,96 млрд руб. Годом ранее их было 205 с капиталом 25,64 млрд руб.

Для сравнения: объем эндаумент-фондов в США, по данным Национального департамента образования, в конце 2017 года превысил $598 млрд. В мировом образовании самый крупный объем капитала у Гарвардского ($37 млрд) и Йельского ($27 млрд) университетов.

Крупные мировые вузы предоставляют грантовую поддержку студентам прежде всего из дохода от управления собственным эндаументом, говорит ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов.

63% эндаумент-фондов в России тоже работают в образовании и науке. Один из самых крупных целевых капиталов у «Сколтеха» — 4,8 млрд руб., отмечает глава Sber Private Banking Евгения Тюрикова. Однако пока не все понимают преимущества самого инструмента финансирования, говорит эксперт: «В нашей культуре больше распространена благотворительность «по запросу». Российской экономической школе, например, размер эндаумент-фонда пока не позволяет сделать его основным источником дохода».

«Эндаумент дает образовательному учреждению уверенность в завтрашнем дне, — считает учредитель школы «Летово» Вадим Мошкович. — При наличии фонда целевого капитала школа становится менее зависимой от ежегодных пожертвований, размер и частоту поступления которых прогнозировать непросто».

Объем эндаумента частной школы «Летово», которая открылась в 2018 году, сейчас составляет $120 млн. «Но это только начало пути, — отмечает Вадим Мошкович. — Чтобы развиваться дальше, нужно значительно нарастить эндаумент».

Благодаря грантам из средств от доходов фонда целевого капитала обучение в «Летово» доступно способным и мотивированным детям всей страны независимо от благосостояния их семей. Решение о приеме ребенка в школу принимается исключительно исходя из его способностей, подчеркивают в «Летово». Обучение 81% учеников обеспечивает фонд школы: более половины учащихся оплачивают менее 20% стоимости обучения, а для 20% учеников стипендиальный фонд покрывает образовательные расходы полностью.

В школе учатся почти 600 детей из 129 городов и населенных пунктов России, в ближайшие годы она выйдет на проектную мощность в 1000 учащихся. В планах школы — расширение пансиона, запуск экопарка на 38 га леса на прилегающей территории, а также развитие образовательно-просветительской площадки. Последнюю курирует один из меценатов школы, основатель «М.Видео» Александр Тынкован.

В проекте «Летово», по словам Александра Тынкована, сошлись сразу несколько важных условий: надежный и стабильный партнер, долгосрочный проект и эмоциональный отклик, который он вызывает.

Школа сочетает фундаментальное образование и прогрессивные подходы к обучению, отмечает меценат: «В точных науках в России дети на голову выше своих ровесников из других стран, а вот soft skills у них недостаточно развиты, отечественная школа не учит рассуждать, коммуницировать, быть открытым».

Образование — инвестиции вдолгую, отмечает Евгения Тюрикова: «Эффект любой образовательной инициативы или программы можно почувствовать через 10–15 лет. Еще больше времени понадобится, чтобы к вам вернулись благодарные и успешные выпускники, которые бы захотели принять участие в поддержке школы или университета».

Но одновременно эндаумент в образовании — это возможность воспитать будущих меценатов. Нужна активная работа с сообществом выпускников, говорит Евгения Тюрикова: «Надо предлагать им гибкие варианты, поддерживать их инициативы через свои фонды целевого капитала, показывать конкретные результаты».

От первого лица «Развитие личности ребенка — в фокусе внимания»
Скачать Содержание
Закрыть