— Открывая в 2018 году частную школу, вы хотели что-то изменить в системе общего образования?
— Наша цель — дать образование мирового уровня любому ребенку России, вне зависимости от места проживания и материального статуса. Существующая сейчас система образования в большинстве российских школ пока нацелена преимущественно на знания, а не на навыки и компетенции. Мы же хотим объединить все эти сферы для гармонизации обучения.
— Каким образом?
— Мы изучили лучшие мировые практики, российские в том числе, и прежде всего четко определили цели для каждого ребенка по каждой из дисциплин: описали результат, который стремимся получить, определили сроки и параметры измерения достижений. Исходя из этого, каждый учитель подбирает необходимый инструментарий.
То, что мы сделали в «Летово», — учитель отвечает за результат ребенка. В школе нет традиционных классов, есть дети, и у каждого ребенка свой, индивидуальный учебный план.
Кроме того, мы изначально в концепции «Летово» не хотели, чтобы дети были зациклены на чем-то одном — предмете, направлении, профессии. В школе холистический подход, мы развиваем кругозор ребенка на 360 градусов: помимо обязательных предметов есть много внеакадемических активностей.
— В 2019 году школа запустила бесплатную онлайн-платформу, какова ее цель?
— Любой ребенок со всей России может заниматься по нашей системе и готовиться в том числе к поступлению в «Летово». Сегодня через онлайн-платформу мы осуществляем практически весь набор.
Кроме того, ИT-платформа «Летово-онлайн» позволяет нам отслеживать траектории развития ребенка на 360 градусов.
— В этом году у школы первый выпуск, вы довольны результатом?
— Школа ориентирована на способных и мотивированных детей, и да, большинство выпускников успешны и поступили в топ-25 университетов мира. Школа оплатит им обучение в вузах при условии, что они вернутся в страну и проработают здесь не менее трех лет. Но при этом даже среди наших учеников, которые прошли довольно сложный конкурс при поступлении в школу, некоторые все-таки не достигнут поставленных целей. И это вызов для нас с точки зрения подготовки следующих выпусков.
По международному исследованию PISA, которое является золотым стандартом в школьном образовании, в России почти 30% выпускников не достигают необходимого минимума функциональной грамотности хотя бы по одному из видов (читательской, математической или естественнонаучной), неграмотных по всем трем предметным областям — 12%. Это колоссальная неэффективность для школ и настоящее бедствие для образования.
Нужно развивать универсальные образовательные модели, позволяющие взять и гарантированно научить любого ребенка, а не только способного и мотивированного. Поэтому мы создадим вторую школу, в которой не будет конкурса при поступлении и которая позволит обучать детей вне зависимости от их изначальных параметров.
— Расскажите о новом проекте, когда будет открыта новая школа?
— Планируется два модуля: детский сад «Летово-Кидс» и начальная школа с 1-го по 7-й класс «Летово-Джуниор». Их задача будет заключаться в том, чтобы не потерять искорку в ребенке, найти ее и развить.
Правительство Москвы предоставило нам здание на Профсоюзной, и после реконструкции и ремонта уже в следующем году детский сад должен начать там работу.
Кроме того, мэрия выделила нам участок у станции метро «Университет», там будет построено новое здание под детский сад и школу.
— Родители будут вносить какую-то плату?
— Да, это будет платное образование.
— Планируете ли вы в дальнейшем масштабировать школу для старшеклассников?
— Пока таких планов нет. Это достаточно дорогой благотворительный проект. Кроме того, школе три года, это еще стартап и мы будем развивать проект еще не один год.
Нам предстоит выйти на проектные мощности: сейчас у нас учатся 600 детей, а рассчитана школа более чем на 1 тыс.
«Летово» — результативная, но пока не самая эффективная с точки зрения соотношения количества детей на одного учителя школа. Результат обучения зависит от этой пропорции, и у нас много учителей — на одного педагога приходится четверо учащихся. Для сравнения: в среднестатистической российской школе эта пропорция составляет более десяти к одному. Но мировая практика показывает, что наиболее эффективное соотношение — один учитель на пять-шесть человек.
Более того, мы продолжаем развивать нашу школу и, так как у нас в этом году первый выпуск, создаем ассоциацию выпускников. Одной из ее задач будет, например, помощь в трудоустройстве.