— В регионе стартовала ремонтная кампания на дорогах Подмосковья. Что происходит с дорогами? Почему их так часто приходится чинить?
— Дорожная сеть Московской области — одна из самых загруженных и протяженных в России, это 41 тыс. км. Помимо ежедневной интенсивной маятниковой миграции между областью и Москвой через Подмосковье проходит и транзитный транспорт. Также большое влияние на срок службы дорожного полотна оказывают климатические особенности: перепады температурного режима и обильные атмосферные осадки. Покрытие не имеет возможности хорошо просохнуть, постоянно находится под нагрузкой транспорта, в результате структура полотна разрушается. Тем не менее срок безремонтной эксплуатации верхнего асфальтобетонного покрытия на новой построенной автодороге составляет порядка пяти лет, на отремонтированной — три года. В связи с этим очень высоки затраты на обслуживание дорог. Кажется, что ремонт идет постоянно, но, как вы понимаете, невозможно разом отремонтировать все дороги в регионе.
— Сколько дорог, в километрах, планируется отремонтировать? Какие важные участки вы можете отметить?
— Ежегодно в регионе строится и ремонтируется большое количество дорог, мы увеличиваем темпы строек и ремонта. В прошлом году объем ремонтных работ в Подмосковье составил 15% всего объема по России, и регион стал лидером по укладке асфальтобетонного покрытия.
В середине апреля мы приступили к ремонту муниципальных и региональных дорог. Уже отремонтировано более 40% дорог от общего плана на этот год. Это свыше 690 дорог протяженностью порядка 700 км. К сентябрю мы отремонтируем 1,7 тыс. дорог общей протяженностью 1,5 тыс. км. На ремонт местных дорог, которые проходят в городах и деревнях, сделан особый акцент. Это 89% (1512 дорог) всей программы. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» силами подведомственного Минтрансу ГБУ «Росавтодор» отремонтируют свыше 700 км региональных дорог — 185 участков. Вся программа ремонта размещена на портале «Добродел», где жители могут оценить качество работ. Дороги, к качеству ремонта которых возникнут замечания, будут переделаны. Вообще, у нас довольно тесное взаимодействие с жителями — вот уже пять лет они активно участвуют в формировании программы ремонта, порядка 25–30% объектов предложены именно жителями. Благодаря их поддержке было отремонтировано около 1,7 тыс. дорог протяженностью более 2,3 тыс. км.
— В какое время будут проводиться ремонтные работы и когда планируется их завершить? Как вы собираетесь бороться с пробками во время проведения работ?
— Темп ремонта дорог нарастающий: пик работ приходится на летние месяцы — июнь и июль, завершить ремонт дорог планируем к 1 октября. На высокоинтенсивных дорогах ремонт проводится преимущественно в вечернее и ночное время для минимизации заторов. Все работы контролируются через автоматизированную систему контроля и планирования дорожных работ Московской области (СКПДИ).
— Какая работа ведется по уменьшению пробок?
— В Подмосковье идет активная реализация проекта «Долой глупые пробки», который включают в себя локальные мероприятия. Места ликвидации таких заторов определяются вместе с жителями в ходе опроса, который проходит до 30 июня на портале «Добродел». Участники опроса уже обозначили проблемные места, а специалисты выявили около 200 участков, где можно устранить пробку за счет оперативных мероприятий. Эта тема вызывает сильный резонанс у жителей: они и хвалят, и критикуют, и предлагают решения. С начала запуска проекта уже удалось улучшить дорожно-транспортную ситуацию более чем на 120 участках дорог: изменили работу светофоров, схему движения, а также провели ряд локальных мероприятий — ямочный ремонт, демонтаж или замену искусственных неровностей, упорядочение парковочного пространства, переразметку перекрестков. Мы используем и инструменты капитального характера, которые занимают несколько больше времени: устройство поворотных полос на перекрестках, установку и модернизацию светофорных объектов.
Большую работу по разгрузке дорог мы проводим в Лобне. Это один из самых загруженных городских округов. Мы запустили пилотный проект по управлению дорожным движением на двух перекрестках: Букинского шоссе и Батарейной улицы, улицах Ленина и Краснополянская. Здесь применены современные решения, которых еще не было в Подмосковье: например, «умные» светофоры, которые сами выбирают оптимальный режим работы. До конца года мы ликвидируем 200 пробок, разгрузим как минимум 80 участков дорог, построим дополнительные полосы для поворотов на перекрестках, переразметим перекрестки, первые 100 перекрестков будут регулироваться из Центра управления движением по фактической загруженности.
— Что важнее — тротуары или автомобильные дороги?
— Тротуар — элемент дороги, который обеспечивает безопасность в первую очередь. За последние несколько лет объем строительства новых тротуаров на региональных дорогах Подмосковья вырос почти в пять раз. И в этом году по поручению губернатора мы запланировали рекордный объем — порядка 350 км на 250 объектах. Новые тротуары появятся преимущественно в населенных пунктах в местах социального притяжения жителей — вблизи остановок, автовокзалов, железнодорожных станций, рядом с медицинскими и образовательными учреждениями, в местах отдыха. Наибольший объем строительства будет выполнен в Истре, Одинцово, Раменском, Подольске и Балашихе. Оценить проведенные работы по строительству также можно на «Доброделе».
— Какие еще меры принимаются для повышения безопасности на дорогах? Можете назвать самые эффективные?
— Самой действенной мерой является комплексный подход — совокупность мероприятий, которые позволяют ликвидировать очаги аварийности и не допускать повторных аварий в этих местах. Это в первую очередь разбор каждого дорожного происшествия и работа на опережение. После ремонта покрытия дороги комплексно обустраиваются: устанавливаются искусственные дорожные неровности, ограждения, сигнальные столбики, катафоты и маячки, знаки, современные светофоры, строятся линии наружного освещения, тротуары, наносится переразметка на перекрестках. Важна работа и комплексов фотовидеофиксации — в регионе их более 1,4 тыс. Кроме того, в этом году мы поставили цель — сделать пешеходные переходы заметнее и безопаснее.
В целом у нас хорошая динамика снижения аварийности за счет такого комплексного подхода.
— Какие планы по развитию дорожной сети Московской области?
— Мы продолжим сохранять высокие темпы строительства дорог: в этом году на территории Подмосковья завершится строительство и реконструкция 15 дорог протяженностью более 97 км и общей стоимостью объектов свыше 130 млрд руб. Это девять региональных дорожных объектов: мост в Воскресенске, путепровод в Мытищах, развязка на Ленинградском шоссе к индустриальному парку «Есипово», обход Коломны. И шесть федеральных проектов. Один из самых значимых — последние 25 км ЦКАД, и кольцо замкнется. Это разгрузит вылетные трассы и даст новые возможности для бизнеса и развития всей экономики Подмосковья.