Стратегия , Весь мир ,  
0 

Цифровые платформы привлекли внимание регуляторов

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Чтобы контролировать развитие экосистем, государству предстоит договариваться с бизнесом и международным сообществом.

Доля крупных универсальных маркетплейсов в общем объеме b2c-заказов в 2020 году (в целом было выполнено 830 млн интернет-заказов) достигло почти 50%, согласно данным отчета Data Insight «Интернет-торговля в России 2020». В этом сегменте наблюдается самый интенсивный рост — на 57%. В прошлом году произошел бум маркетплейсов, отмечают аналитики Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) в исследовании «Экономика Рунета 2020–2021». При этом развитие e-commerce идет в формате экосистем или цифровых платформ, говорится в исследовании: «Крупнейшие маркетплейсы обрастают все новыми сервисами».

Бум платформ

По оценкам Международной организации труда, число цифровых платформ в мире за последние десять лет увеличилось в пять раз, в начале 2021 года их было около 800. По прогнозам международной McKinsey, к 2025 году на цифровые экосистемы придется до 30% глобального ВВП ($60 трлн). Мировое лидерство принадлежит США и Китаю, говорит директор РАЭК Сергей Плуготаренко. На учрежденных в этих странах несколько глобальных фирм, по данным ЮНКТАД, приходится 90% рыночной капитализации 70 крупнейших мировых цифровых платформ. Только на Microsoft, Apple, Amazon, Alphabet (материнская компания Google), Facebook, Tencent Holdings и Alibaba приходится две трети общей рыночной стоимости.

В России самые крупные экосистемы у «Яндекса», «Сбера» и Mail.ru Group. Крупные платформы развивают также «Тинькофф», МТС, ВТБ, «Ростелеком» и Альфа-банк. Развиваются супераппы — мобильные приложения, объединяющие в себе сервисы экосистем, отмечает Сергей Плуготаренко. Следующий этап, по его словам, это b2b-экосистемы для оказания комплексных услуг коммерческим компаниям.

Они уже набирают популярность в промышленности и транспортной отрасли, отмечает основатель и CEO агентства Pride Marketing, преподаватель Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, партнер Digital Partners Consulting Михаил Казаков: «Цифровая экосистема для компании — возможность быстро масштабировать бизнес, выйти на новые рынки, многократно увеличить число клиентов и получить больше прибыли».

Защита экосистем

Небольшие компании, становясь частью экосистемы, не тратят средства на развитие непрофильных для них направлений, говорит Сергей Плуготаренко.

Однако в долгосрочной перспективе интеграция в цифровые экосистемы создает для отдельных продавцов риски экономической зависимости и недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей, говорит президент аналитического центра «Бизнесдром» Арсений Поярков.

Цифровая экономика требует усиленных антимонопольных мер для защиты отечественных производителей, считает он.

Кроме того, количество и качество данных, которые со временем могут получать и обрабатывать цифровые платформы, — серьезный инструмент влияния, отмечает эксперт. Государства неизбежно будут пытаться ограничивать и контролировать миграцию данных, говорит Арсений Поярков. В частности, в начале июля президент РФ подписал закон, обязывающий глобальные технологические компании открывать представительства в России.

Минэкономразвития РФ весной 2021 года представило концепцию регулирования цифровых экосистем. Основной упор в документе сделан на антимонопольные меры и развитие национальных экосистем, в том числе их поддержку в переговорах с иностранными регуляторами. Новая регуляторная политика в отношении цифровых гигантов характерна для многих юрисдикций. США и Евросоюз, например, ведут наблюдение за соблюдением антимонопольного законодательства глобальными технологическими компаниями, такими как Apple, Google, Amazon и Facebook.

Законодательное установление общих правил игры для цифровых экосистем и платформ повысит качество конкуренции на российском рынке, поддержит текущие темпы технологического развития и защитит поставщиков и потребителей, считает CEO группы QIWI Андрей Протопопов.

Новая кибербезопасность

Стандартизация открытых программных интерфейсов (Open API), удаленная идентификация с помощью биометрии и развитие розничных платежей будут способствовать росту экосистем, уверены эксперты.

Однако открытость и интеграционные возможности платформ повышают требования к компетенциям информационной безопасности всех участников процесса, говорит менеджер по развитию бизнеса группы компаний Angara Анна Михайлова: «Одной наименее защищенной организации будет достаточно для массовой компрометации всех взаимодействующих организаций».

Банк России, например, не раз призывал компании финансового сектора, участвующие в создании цифровых экосистем, к проведению специальных киберучений. Он также видит риск роста так называемых иммобилизованных активов (ИА) на балансе банков, который может обернуться неисполнением обязательств перед вкладчиками и клиентами. Об этом говорится в июньском докладе регулятора. Доля таких активов на балансе банка не должна превышать 30%, считают в ЦБ.

Развитие и безопасность сквозных цифровых технологий, которые оказывают непосредственное влияние на цифровые платформы, — предмет обсуждения практически всех ведущих международных организаций и форумов, отмечают авторы «Обзора мирового опыта в сфере регулирования глобальных цифровых платформ в национальных юрисдикциях» Центра глобальной ИТ-кооперации. Международный диалог и попытки поиска подходов к систематизации и гармонизации глобальной регуляторной политики в отношении цифровых платформ, в частности, идут на площадках ООН.

При этом обостряющаяся экономическая и геополитическая конкуренция затрудняет разработку сбалансированных международных рамок для деятельности цифровых гигантов и работы в цифровом информационном пространстве, говорится в обзоре. Формирующиеся в разных странах модели регулирования уже имеют свои особенности.

Каждая юрисдикция продолжит обособленный поиск подходов в сфере регулирования экосистем, полагает Арсений Поярков.

Но заключение на международном уровне верхнеуровневых рамочных соглашений по вопросам работы экосистем могло бы предотвратить непопулярные решения в духе «суверенного интернета», считает он.

От первого лица «Безопасность подарочных карт должна быть как у финансового продукта»
Скачать Содержание
Закрыть