— Пандемия ускорила цифровизацию практически всех областей жизни человека. Какие риски несет в себе глобальная цифровизация?
— Необходимость адаптироваться к новой реальности в условиях пандемии стимулировала процессы цифровизации всех сфер нашей жизни. Сейчас без интернета нельзя представить себе ни образование, ни работу, ни общение. Мы стали гораздо чаще делать покупки онлайн. В 2020 году рынок российского сегмента e-commerce достиг показателя 2,4 трлн руб., что на 44% больше, чем в 2019-м. Правда, есть и обратная сторона: с ростом темпов цифровизации в период пандемии участились кибератаки, распространение деструктивного контента и фейков, утечки персональных данных и другой чувствительной информации.
Наш анализ и систематизация вызовов, связанных с бурным развитием интернета, помимо вышеперечисленных рисков выявил гораздо более широкий спектр проблем. Причем их следует рассматривать в контексте общих глобальных вызовов цифровизации и перехода к постиндустриальному обществу.
И эти вызовы приобретают особое звучание, когда мы говорим о достижении Целей в области устойчивого развития ООН и преодолении «цифрового разрыва» между разными странами мира.
— Насколько государственное и международное правовое регулирование успевает за изменениями информационного пространства?
— Правовое регулирование почти всегда отстает от технологического прогресса. Цифровое пространство меняется динамично и постоянно. Для принятия закона нужно время. Пройдут месяцы, а нередко и годы, пока регулятивная норма вступит в силу в одной стране, не говоря уже об универсальных правилах для объединений государств вроде Евросоюза.
Поэтому зачастую ИТ-гиганты навязывают свои безальтернативные корпоративные правила, причем без учета мнения пользователей: глобальные цифровые платформы блокируют учетные записи, модерируют контент по своему усмотрению, удаляют информацию либо, наоборот, выводят ее в топ и т.д. Поэтому в последнее время общественность все чаще возмущена подобной политикой соцсетей. И вопрос о том, как и когда государства и глобальные цифровые платформы смогут договориться о взаимоприемлемых «правилах игры», сегодня особенно актуален.
— Какова, по вашей оценке, роль глобальных цифровых платформ в экономике, социальной и политической жизни общества? В какой части, на ваш взгляд, необходимо их регулировать?
— По степени влияния и по уровню капитализации глобальные цифровые платформы сравнимы с государствами. Сейчас совокупная капитализация первой пятерки цифровых гигантов — Alphabet, Amazon, Apple, Facebook и Microsoft — превышает $7 трлн. Это больше, чем ВВП многих экономически развитых стран (по данным Всемирного банка, ВВП Германии оценивается в $3,8 трлн, Японии — в $5 трлн).
Проведенное нами совместно с ООО «НЭО Центр Консалтинг» исследование мирового опыта в сфере регулирования глобальных цифровых платформ в национальных юрисдикциях выявило такие общие проблемы, как отсутствие единой процедуры отстаивания национального цифрового суверенитета, несовершенство систем налогообложения глобальных платформ, недобросовестная конкуренция по отношению к локальным игрокам рынка, недостаточная эффективность противодействия противоправному контенту, и целый ряд других.
Действие крупнейших ИТ-корпораций вне национальных правовых рамок, уклонение от уплаты налогов, игнорирование решения национальных судов неприемлемы. При этом, как показывает практика, установления в отношении ИТ-гигантов традиционных мер ответственности, например административных штрафов за неисполнение законодательства, недостаточно, поскольку многие глобальные платформы не легализованы в национальном правовом поле.
— Что, на ваш взгляд, позволит государству договориться с глобальными цифровыми платформами?
— Очень многие государства принимают схожие регулятивные меры в отношении таких платформ. Наблюдается тенденция к ужесточению контроля за их деятельностью: предпринимаются шаги по борьбе с их монопольным положением на национальных рынках, непрозрачной и предвзятой модерацией ими контента, а также меры, направленные на защиту персональных данных. Только в последние месяцы Ирландия оштрафовала WhatsApp на €225 млн за нарушение европейского Регламента о защите персональных данных, а антимонопольный регулятор Франции — компанию Google на €500 млн за злоупотребление доминирующим положением на рынке рекламы.
Но, возможно, было бы неплохо выработать общепринятые, взаимоприемлемые для всех государств нормы на глобальном уровне. Ввести взаимодействие глобальных платформ с обществом и государством в международное правовое поле. В этом смысле очень своевременна недавняя инициатива генерального секретаря ООН о глобальном цифровом договоре, который позволил бы государствам, бизнесу и гражданскому обществу совместно наладить работу на многостороннем цифровом треке.
— Попытки выработать единые международные правила уже предпринимаются. Какова роль России в этом процессе?
— У России есть ряд успешных инициатив в области кибербезопасности на площадке ООН. Из недавних примеров — внесение Генпрокуратурой России в ООН первого в мире проекта конвенции о противодействии киберпреступности.
Кроме того, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) активизировалась работа над реформированием правил международного налогообложения глобальных цифровых платформ. Ожидается, что новые меры внесут определенность и стабильность в международную налоговую систему и обеспечат справедливую уплату налогов ИТ-гигантами, где бы они ни работали. Параллельно договоренность о введении налога на доходы транснациональных корпораций достигнута в рамках «Большой двадцатки».
Россия тоже является частью этих глобальных процессов. В этом году приняты закон о саморегулировании соцсетей, обязывающий их самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент, а также так называемый закон о «приземлении» — иностранные информационные ресурсы с аудиторией более полумиллиона российских пользователей в сутки должны открывать в нашей стране филиал, представительство или уполномоченное юрлицо. Таким образом, мы действуем в общемировом тренде, совершенствуем правовое поле для прозрачной и взаимовыгодной работы с глобальными цифровыми платформами.
— В чем миссия Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации в этих процессах?
— Наша задача — содействие российскому экспертному сообществу в ИТ-сфере в работе на мировых площадках.
Мы постоянно анализируем зарубежный опыт в области регулирования отрасли ИКТ, управления интернетом, изучаем наилучшие практики. В этом году совместно с партнерами Центр подготовил «Обзор мирового опыта в сфере регулирования глобальных цифровых платформ в национальных юрисдикциях», а также провел исследование на тему «Совершенствование моделей управления данными». В нем детально рассмотрены вопросы стимулирования обмена данными между государственным сектором и ключевыми участниками рынка и опыт зарубежных стран в этой сфере.
При этом простого информирования, конечно, недостаточно, нужно продвигать интересы российского экспертного сообщества, искать союзников и единомышленников. К примеру, в вопросах выстраивания равноправных взаимоотношений между государством и глобальными ИТ-платформами у нас есть ряд точек соприкосновения с зарубежными странами.
— Интернет сегодня — в том числе источник непроверенных, недостоверных данных, манипуляций общественным мнением и фейков. Что сделает его безопасной и достоверной средой?
— У медали всегда две стороны, и это естественно. Например, американская общественность ополчилась на Facebook, когда выяснилось, что новости из недостоверных источников информации, а иногда и откровенные фейки получают в шесть раз больше взаимодействий (кликов, лайков, репостов), чем проверенная информация. И Facebook ничего c этим не делает. С огромным количеством фейков мы столкнулись во время самоизоляции. Помните, WhatsApp был полон голосовых сообщений, где знакомый знакомого рассказывал страшилки о пандемии, которые на поверку неизменно оказывались не более чем небылицами.
Проблема в том, что в ситуации неопределенности люди зачастую склонны таким новостям верить. В большом потоке информации проверка иногда занимает немало времени, и многим просто не хочется этим заниматься.
Конечно, глобальные платформы должны отвечать за контент, который у них размещен. Во многих странах ставка была сделана на саморегулирование, выработку цифровыми гигантами кодексов поведения — прежде всего в отношении удаления деструктивного и экстремистского контента, как, например, в Евросоюзе. Но, как показала практика, далеко не все платформы эффективно справляются с этой задачей.
Поэтому необходимо гармоничное сочетание регулятивных мер и саморегулирования. Бизнес должен быть социально ответственным и заинтересованным в саморегулировании.
Яркий пример такого ответственного поведения — создание крупнейшими российскими интернет-компаниями, операторами связи и медиахолдингами «Альянса по защите детей в цифровой среде». Это важный сигнал для всех участников рынка. Есть такие инициативы и за рубежом, и они успешно работают.