Стратегия , Весь мир ,  
0 

Зеленый коридор

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Улучшать российскую экологию нужно при помощи государственного регулирования. Но есть и альтернативный путь: практические «зеленые» программы корпораций в регионах присутствия.

В России за последние пять лет только каждая девятая организация осуществляла экологические инновации, следует из данных статистического сборника НИУ ВШЭ «Индикаторы инновационной деятельности — 2021». Среди компаний, осуществляющих добычу сырой нефти и природного газа, доля ориентированных на экологию не превышает 25%. Активнее всего в этом направлении движутся производства табачных изделий и кокса, нефтепереработки и металлургии (более 30%).

В среднесрочной перспективе ситуация должна измениться. В том числе в результате повышенного внимания к экологическим проектам и появления новых способов оценки их эффективности со стороны органов государственной власти. «Общей глобальной целью является сокращение выбросов парниковых газов. Поэтому необходимо ориентироваться на эмиссию парниковых газов и исходя из этого критерия оценивать эффективность проектов», — сказал в начале июня в ходе сессии ПМЭФ-2021 «Адаптация к климатическим изменениям: вызовы и возможности» министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.

По мнению главы Минэкономразвития России, не стоит «заведомо ставить крест на всех технологиях в угле, нефти и газе — надо оставлять пространство для наиболее эффективных технологий». Для регистрации климатических проектов и выпуска углеродных единиц необходимо использовать национальную инфраструктуру, в то же время это должна быть взаимопризнаваемая система на международном уровне, добавил Максим Решетников.

Для отработки новых экотехнологий выбрана одна из самых восточных российских территорий, богатая углеводородами, — Сахалинская область.

Государственное регулирование 

Весной этого года Минэкономразвития РФ подготовило законопроект о проведении в регионе эксперимента по регулированию выбросов парниковых газов. Цель пилотного проекта — создать первую в России систему торговли углеродными единицами и обеспечить достижение углеродной нейтральности региона уже к 2025 году.

Законопроект предполагает ежегодное определение перечня регулируемых организаций, установление квот на выбросы парниковых газов и платы за превышение квоты, объясняет директор по корпоративному управлению компании Prosperity Capital Management Денис Спирин.

«Система квотирования выбросов парниковых газов будет вводиться поэтапно: для предприятий с годовым объемом выбросов парниковых газов в CO₂-эквиваленте 50 тыс. т и более — до 2024 года, от 20 тыс. т — после 2024 года», — говорит представитель губернатора Сахалинской области по вопросам климата Динара Гершинкова. Таких предприятий в Сахалинской области около двух десятков, добавляет она, и этого достаточно для проведения эксперимента и отработки методик оценки выбросов.

Платить придется за выбросы сверх установленной квоты, уточняет Динара Гершинкова. Для достижения квоты к зачету также будут приниматься углеродные единицы, полученные в результате реализации климатических проектов конкретным предприятием.

При этом законопроект предполагает введение механизма, в соответствии с которым предприятия получат право приобретать излишки квот у тех компаний, которые смогли сократить собственные выбросы больше, чем предписано.

Во многих странах средства, вырученные от углеродного госрегулирования, имеют целевое назначение — их направляют на экологические мероприятия и научные исследования. Законопроектом это пока не предусмотрено, информирует Динара Гершинкова.

Законодательная инициатива Минэкономразвития (пока не внесена в Госдуму) дополняет общее регулирование, которое будет введено законом «Об ограничении выбросов парниковых газов» с 30 декабря этого года. Федеральный закон предусматривает обязательную отчетность по выбросам парниковых газов для крупных компаний и дает право бизнесу реализовывать климатические проекты, направленные на их сокращение или увеличение поглощения. «Сейчас это довольно рамочный документ, который без дополнительных нормативных актов не работает», — рассуждает Денис Спирин.

Отдельными нормативными актами предстоит утвердить критерии отнесения проектов к климатическим, а также правила отбора компаний, которые обязаны будут предоставлять отчетность, отмечает он.

Практическая экология 

Федеральные инициативы — действенный, но далеко не единственный инструмент разрешения экологических задач. Ключевую роль в устойчивом развитии региона присутствия играет активность корпораций, для которых охрана окружающей среды — один из первостепенных приоритетов в работе.

В рейтинге экологической открытости нефтегазовых компаний проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в последние годы занимают лидирующие позиции, констатирует руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников. «Сахалин Энерджи» — компания-оператор «Сахалина-2» — демонстрирует стабильные результаты работы по управлению экологическими рисками, добавляет эколог.

Природоохранные мероприятия этой компании направлены в том числе на сокращение эмиссии парниковых газов, при этом особое внимание уделяется вопросам повышения эксплуатационной надежности оборудования, оптимизации технологических процессов, сокращения факельного сжигания газа, предупреждения и контроля утечек. В результате за десять лет на проекте «Сахалин-2» примерно на 18–20% от проектных решений выросло производство сжиженного природного газа (СПГ), при этом на 15–17% снизились удельные показатели выбросов парниковых газов, подчеркивают в компании.

Новая стратегия компании «Экологичный СПГ» направлена на дальнейшее снижение углеродного следа от деятельности проекта «Сахалин-2». Она включает четыре основных направления: решения на базе природного потенциала; совершенствование производственных технологий; поставки углеродно нейтральных партий СПГ; долгосрочные решения, связанные с созданием энергетического «коктейля» на основе традиционных и альтернативных технологий и источников энергии.

Летом этого года «Сахалин Энерджи» осуществила плановый останов объектов газовой инфраструктуры проекта. «Оптимизация работы оборудования позволяет сократить потенциальное количество внеплановых остановов и последующих пусков производства, которые сопровождаются эмиссией парниковых газов», — говорит главный исполнительный директор «Сахалин Энерджи» Роман Дашков.

По его словам, компания ежегодно проводит плановые остановы производственных объектов, но сейчас прорабатывает вопрос структурирования и синхронизации ремонтных работ по всей интегрированной газовой цепочке, что предполагает переход на цикл четырехлетнего технического обслуживания.

Много внимания уделяется и защите природного биоразнообразия Сахалинской области. В этом году за вклад в реализацию целей и задач приоритетных нацпроектов, один из которых — «Экология», «Сахалин Энерджи» одной из первых в стране получила всероссийский статус «Партнер национальных проектов».

Например, комплексная программа мониторинга серых китов у северо-восточного побережья острова Сахалин является составной частью общефедерального проекта «Защита биологического разнообразия и развитие экологического туризма» (входит в нацпроект «Экология»). Охотско-корейская (или западная) субпопуляция серых китов с высоким природоохранным статусом нагуливается в безледовый период неподалеку от морских производственных объектов компании. По оценкам международных экспертов консультативной группы по западно-тихоокеанским серым китам, численность субпопуляции увеличивается на 2–5% в год.

Поддержку биоразнообразия в районах эксплуатации объектов проекта «Сахалин-2» компания осуществляет с 2008 года согласно разработанному плану проведения экологического мониторинга и реализации мероприятий (документ обновлен в 2019 году). Помимо охотоморской популяции серого кита под корпоративной защитой оказались белоплечий орлан и другие редкие виды птиц, а также экологически уязвимые биотопы — водно-болотные угодья по трассе трубопровода, территории косы Чайво, акватории порта Пригородное в заливе Анива.

Затраты на реализацию плана меняются от года к году, в зависимости от запланированного объема работ. К примеру, в прошлом году на эти цели было израсходовано около 44,1 млн руб., годом ранее — 91,3 млн руб., отмечают в компании.

Взгляд за горизонт 

Резерв для «зеленых» инноваций, как и инноваций вообще, в России потенциально велик, утверждает директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок, ссылаясь на данные статистического сборника Высшей школы экономики «Индикаторы инновационной деятельности».

«Общероссийский уровень инновационной активности организаций, который определяется как отношение числа инновационно активных структур к общему числу обследованных в отчетном году компаний, завис на отметке 9–12%. За рубежом значение этого показателя существенно выше — 30–50%», — констатирует он. Разброс по российским регионам большой: от 0,2–0,5 до 15–17%. Так, уровень инновационной активности организаций в Сахалинской области в 2019 году составил 5%, подчеркивает эксперт.

По словам Динары Гершинковой, правительство Сахалинской области поставило цель реализовать до 2025 года ряд природоохранных программ. К примеру, перевести все угольные котельные на газ, довести количество электромобилей до 10 тыс. (сейчас в регионе их 200), увеличить в Сахалинской области долю установленной мощности электростанций на возобновляемых источниках энергии до 28%. Сегодня, по данным минэнерго Сахалинской области, она составляет менее 1%.

«В перспективе 10–15 лет во всем мире начнут распространяться новые технологии — например, те, которые позволят не только сохранять, но и восстанавливать биоразнообразие», — добавляет Александр Чулок. По его словам, своеобразными локомотивами для этого должны стать амбициозные проекты мировых технологических лидеров, в первую очередь США и Китая.

Возможно, какие-то проекты не достигнут заявленного результата, но знания, инновации и кадровые компетенции точно получат весомое ускорение — в том числе у географических соседей Китая и США, одним из которых как раз является Сахалинская область, резюмирует эксперт.

От первого лица «Россия должна стать активным участником процесса декарбонизации»
Скачать Содержание
Закрыть