— Как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке труда? Значимым ли фактором для Севера стал массовый отъезд трудовых мигрантов в свои страны?
— Дефицит кадров сегодня ощущается во всех отраслях экономики. Связано это прежде всего с демографической ямой, вызванной низкой рождаемостью в 1990-е. На рынок труда выходит вдвое меньше молодых специалистов, чем лет десять назад. Пандемия коронавируса также внесла серьезные корректировки в ситуацию на рынке труда и еще сильнее развернула рынок в сторону работников: Россию в массовом порядке покинули иностранные рабочие, что привело к росту востребованности местных кадров. Кроме того, затраты работодателей на персонал возросли из-за ограничений и дополнительных требований к организации трудового процесса, вызванных пандемией COVID-19.
При этом в стране запускаются и развиваются масштабные промышленные проекты, которым необходимо много работников. В частности, так происходит в российском регионе с самым суровым климатом — Республике Саха (Якутия). Якутия всемирно известна своей добычей алмазов, но в республике также разведано большое количество нефтяных и газовых месторождений. В прошлом году впервые за всю историю большую часть средств в бюджет региона принесли нефть и газ, обогнав по этому показателю алмазы. По прогнозам, Якутию ждет мощное наращивание добычи углеводородов.
Наш проект — один из тех, которые формируют новый ТЭК республики. Нефтегазовое предприятие АО «РНГ» базируется и ведет добычу в городе Мирный.
В августе 2019 года компания запустила месторождение в промышленную эксплуатацию. Объем начальных извлекаемых запасов нефти составляет 32,2 млн т. Извлекаемые запасы газа — 12,5 млрд куб. м. В 2020 году наша компания включена в список системообразующих предприятий топливно-энергетического комплекса, составленный Минэнерго. По итогам первого полугодия 2021 года компания перечислила налогов и обязательных платежей, а также выплат в пользу госкомпаний порядка 8 млрд руб., что в два раза выше аналогичного периода прошлого года.
Развитие нефтяного промысла Якутии невозможно без главного составляющего — человеческих ресурсов. И перед нами стоит задача создать новую привлекательность Севера для работников.
— Есть ли какое-то взаимодействие с властями региона в части трудовых программ?
— Правительство Якутии реализует программу «Местные кадры — в промышленность», участниками которой мы являемся с 2019 года. В частности, мы взаимодействуем с региональными вузами, которые обучают студентов профессиям, связанным с нефтегазодобычей. Местные кадры составляют около 10% от персонала нашей компании, и кардинально увеличить эту долю сегодня невозможно. В Якутии низкая плотность населения, мало подготовленного персонала для нефтедобычи — пока еще нетрадиционной отрасли для региона. Нужно учитывать и национальные традиции: в определенные периоды охота, рыбалка и сбор дикоросов становятся приоритетными занятиями для многих жителей республики, в то время как работа нефтегазового предприятия не предполагает сезонных снижений активности.
Именно поэтому основная часть работников предприятия — вахтовики. Речь не только о представителях нефтяных профессий, очень востребованы также водители большегрузных автомобилей, машинисты различной спецтехники и рабочие строительных специальностей. Это обусловлено необходимостью развития инфраструктуры: обустройства скважин и кустовых площадок, систем закачки и трубопроводов, строительства дорог, мостов и других объектов.
— Как привлечь в Якутию синих воротничков, скажем, из центральных регионов России?
— Прежде всего, работодатель на Севере уже готов к достаточно высокому уровню зарплат. Вернулось время, когда вахтовик может быть уверен, что из северной поездки он вернется с накоплениями. А вот жить и трудиться в некомфортных условиях, как некогда первопроходцы сибирских нефтяных и газовых месторождений, рабочие уже не готовы. Вахтовый персонал размещается в благоустроенном общежитии по два-четыре человека в комнате, либо в отдельных вагон-домах. Помимо этого на базе стоит водоочистительная станция, обеспечивающая людей качественной водой. На опорной базе промысла предприятия есть столовая и собственная хлебопекарня: рабочие ежедневно получают бесплатное трехразовое питание. Компания делает закупки у тех производителей, чье качество продуктов контролируется федеральной системой «Меркурий».
Для поддержания здоровья и хорошей физической формы в вахтовом городке есть спортзал с тренажерами, а также прачечная и баня. Налажена система телемедицины и взаимодействие с лечебными учреждениями, приняты все антивирусные меры.
Специалистам также предоставляется полноценный соцпакет: премии, оплачиваемые медицинские осмотры, добровольное страхование, выплата единовременной материальной помощи в тяжелых ситуациях, организация перелетов чартерными рейсами и многое другое.
— С какими компаниями приходится конкурировать за кадры?
— Частным нефтяным компаниям на Севере приходится конкурировать за работников с корпорациями, ресурсы которых очень велики, такими как «Роснефть» и «Газпром».
Отмечу ряд преимуществ, которые имеются для работников у молодого предприятия, каким является РНГ.
В соответствии с планом развития месторождения у нас постоянно вводятся в эксплуатацию новые объекты, что открывает для специалистов возможности карьерного роста, причем зачастую даже не через одну ступень. Рабочие, в свою очередь, получают опыт работы на самом современном оборудовании в отрасли, так как предприятие изначально запускалось с высочайшим уровнем технического обеспечения и автоматизации процессов.
Для примера возьмем такую общеотраслевую профессию, как водитель. Сейчас организация переводит технику на газомоторное топливо вместо дизельного: сжатый газ обладает большей морозоустойчивостью, что в якутскую зиму особенно актуально. Компания закупает в Китае газовые тягачи Shacman X3000 CNG. Таким образом, наши водители могут рассчитывать на новые импортные машины.
В целом с уверенностью можно сказать, что на рынке труда наступило время рабочих: Север вновь стал привлекательным для вахтовиков.