— Как бы вы охарактеризовали общую ситуацию на российском рынке лизинга?
— В первом полугодии 2021 года рынок показал взрывной рост: объем нового бизнеса вырос до 945 млрд руб., на 66% больше аналогичного периода прошлого года, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА». Хотя, конечно, сравнивать с прошлым годом не совсем корректно. Основной фактор роста рынка лизинга сейчас — существенный, почти двукратный рост сегмента автолизинга.
— По данным того же «Эксперт РА», ваша компания вышла по итогам первого полугодия на первое место среди российских лизинговых компаний по объемам нового бизнеса. За счет чего?
— Наши конкурентные преимущества во многом связаны с сотрудничеством с нашим акционером, Газпромбанком. Если говорить про крупный корпоративный бизнес, то сегодня «Газпромбанк Лизинг» предлагает честную ставку, при которой стоимости кредита и лизинга равны. Клиент понимает, что если он уже обслуживается в Газпромбанке, то точно получит одинаковую ставку что по лизингу, что по кредиту.
Для клиентов сегмента МСП у нас ставка на уровне рынка, а основные конкурентные преимущества заключаются в партнерских программах и эксклюзивных условиях предоставления автолизинга.
К примеру, входящая в нашу группу компания Carcade предлагает скидки на премиальные автомобили Porsche, Land Rover, Jaguar и др. Другая наша розничная компания — «Газпромбанк Автолизинг» — сотрудничает с «Газпром нефтью» и предоставляет скидку на топливо на ее заправках. Кроме того, совместно с компанией «Сеть партнерств», оператором подписки «Огонь», «Газпромбанк Автолизинг» недавно запустил программу приобретения автомобилей в лизинг физическими лицами. Продукт «Некредит» позволит клиентам привлечь на эти цели до 30 млн руб. в рамках одной сделки, воспользоваться корпоративными скидками на новые автомобили от лизинговой компании и сэкономить на ежемесячных платежах.
В ближайшее время наших клиентов ждут новые дополнительные сервисы. Конечно, это не самая дорогая деталь в лизинговом контракте, но это кратно повышает лояльность клиентов.
Сегодня даже на рынке автолизинга, где клиент голосует рублем и сравнивает предложения по стоимости, сервисная составляющая имеет огромное значение. Особенно для корпоративного сегмента, где, мы считаем, не нужно биться на торгах до последнего, максимально снижая цену, — сегодня нужно брать сервисом.
— А какой бизнес — розничный или корпоративный — наиболее доходный для группы?
— Абсолютно весь наш бизнес доходный, и в наших планах на этот год увеличить чистую прибыль акционера не менее чем на 30%.
— Давайте пройдемся по сегментам. Что сегодня происходит на рынке автолизинга?
— С одной стороны, на рынке автолизинга наблюдается взрывной рост, по данным агентства «Эксперт РА» он составил 73% за первые шесть месяцев 2021 года. Это объясняется прежде всего восстановлением автопродаж, наличием лимитов на предоставление субсидий Минпромторга РФ и прочими факторами. С другой стороны, есть ограничительные моменты — дефицит автомобилей и перебои с поставками комплектующих.
Вообще, автолизинг достаточно уникальный сегмент, и повышение цен на автомобили и их дефицит только способствуют проникновению лизинга в обновление транспортных парков компаний. Люди боятся остаться совсем без машин, поэтому любые ожидания по дальнейшему росту цен формируют повышенный спрос на лизинг. А с учетом того, что пандемия ускорила развитие электронной торговли, курьерских служб и служб доставки, автолизинг в ближайшие годы будет только расти. Тут нужна не погоня за сиюминутной прибылью, а комплексная работа с клиентским опытом. И тогда бизнес ждет успех, как это случилось с нами: по итогам первого полугодия 2021 года мы впервые возглавили рынок лизинга легковых автомобилей.
— Насколько возможен лизинг электрокаров в России?
— Вы знаете, еще несколько лет назад никто не верил в каршеринг в России. И что сейчас? Только в Москве каршерингом пользуются свыше 1 млн человек. В парке, по данным столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, числится более 25 тыс. машин. Причем зачастую они приобретаются именно в лизинг.
У сегмента электромобилей также очень хорошие перспективы. Но для начала необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Москва уже начала работу в данном направлении — к 2023 году планируется установить порядка 600 станций заряда электрокаров.
— Тема электрокаров соприкасается с повесткой «зеленой» экономики. Что вы в целом думаете относительно ESG (англ. environmental — экология, social — социальное развитие, governance — корпоративное управление)?
— Сохранение экологии, сокращение вредных выбросов, использование альтернативного топлива в транспорте уже давно в центре внимания. А в последнее время тема обрела глобальный смысл. Мы, как и наш акционер — Газпромбанк, поддерживаем ESG-направление, реализуем сделки и планируем поступательно увеличивать долю в портфеле — сейчас она составляет 4%.
В прошлом году мы заключили сделки, которые вписываются в концепцию «зеленых» проектов, на общую сумму порядка 15 млрд руб. Из наиболее значимых отмечу перевод части автопарка дочерних предприятий группы «Газпром» на газомоторное топливо, финансирование поставок мобильных компрессорных станций, которые обеспечат сохранение природного газа при проведении ремонтных работ на магистральных газопроводах.
Важно отметить, что в 2020 году объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу только от автотранспорта составил более 5 млн т, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы. Использование же природного газа в качестве топлива сокращает выбросы парниковых газов автотранспортом более чем на 25%. Потенциал перехода на экологичное топливо в России огромен, поэтому мы продолжим работу в данном направлении.
В этом году мы пошли дальше и реализовали социально ориентированную сделку, которая также вписывается в повестку ESG: профинансировали приобретение светодиодных светильников для 60 образовательных учреждений в Чувашии. Этот проект работает сразу в двух направлениях: экономия регионального бюджета — порядка 26 млн руб. в год, так как энергосберегающие светильники потребляют гораздо меньше электричества, и снижение нагрузки на зрение школьников.
— Какие тренды могут «выстрелить» в ближайшие год-два на рынке лизинга?
— Сейчас мы видим рост спроса на лизинг подвижного состава. Несмотря на повышение цен на металл, который составляет порядка 60–70% от стоимости каждого вагона, а также повышения арендных ставок из-за увеличения добычи и экспорта угля (по некоторым контрактам ставки доходят до 1,5 тыс. руб.), компании возобновили спрос на новые полувагоны. Кроме того, до конца этого года вагоностроители полностью загружены заказами на производство фитинговых платформ, поскольку растет рынок контейнерных перевозок по направлению Европа — Китай.
Еще одним трендом, который характеризует постепенный выход корпоративного направления на допандемический уровень, является лизинг морских и речных судов. Основной фокус развития данного сегмента на ближайшие год-два — контейнерные перевозки и перевозки навалочных грузов посредством сухогрузов. Оба рынка растут большими темпами. Надо отметить, что строить новые суда для эксплуатации — дорого и долго, а стоимость бывших в употреблении судов за последнее время выросла примерно на 30%. Несмотря на это, спрос со стороны грузовладельцев есть, интерес лизинговых компаний к таким сделкам также экономически обоснован. Как вы понимаете, срок эксплуатации судов достаточно большой, больше 25 лет, а срок лизинга — до десяти лет. То есть по истечению срока лизинга у нас есть довольно большой ресурс на дальнейшую эксплуатацию. В этом году мы уже реализовали несколько капиталоемких сделок в сегменте морских и речных судов, в рэнкинге «Эксперт РА» занимаем в этом сегменте второе место по объему бизнеса, а в портфеле группы более 25 судов различного класса на общую сумму около 40 млрд руб.
— Лизинг медицинского оборудования и техники не стал трендом в связи с распространением коронавируса?
— Перспективы для глубокого проникновения лизинга в медицинскую область точно есть. Мы наращиваем свое присутствие в этом сегменте, реализовали в этом году сложную сделку по финансированию 167 новых машин скорой помощи с уникальным оборудованием на условиях лизинга для московской областной медицинской помощи. Проект стал особым с точки зрения реализации, так как мы включили в стоимость лизинга техобслуживание машин скорой помощи, а также структурировали сделку в рамках одного договора с различной ставкой НДС (0, 10, 20%).
— Какие еще ниши, с вашей точки зрения, могут показать рост в обозримом будущем? Какие сегменты в аутсайдерах?
— В перспективе ближайших пяти лет развитие операционного лизинга и сервисов подписки на автомобили станут одними из ключевых драйверов отрасли.
Не самый большой спрос на сегодняшний день — в авиации, поскольку пассажиропоток еще не восстановился. И, как ни удивительно, в телекоме. Хотя причина тоже понятна: в конце первого квартала и во втором квартале прошлого года, когда все ушли на удаленку, был колоссальный спрос. То есть здесь, наоборот, сработал эффект высокой базы.
В целом лизинг пробует себя в самых разных отраслях и нишах помимо традиционных. А портфель лизингового рынка на начало июля уже превысил 5,6 трлн руб. Это значительные инвестиции в экономику страны, и они будут только увеличиваться.