Объем мирового производства медицинского оборудования в прошлом году снизился на 3,2% и составил $411,4 млрд, по данным международной Proclinical. Как и в других отраслях, причиной стали пандемия COVID-19 и, как следствие, сложности с поставками комплектующих и переориентация части производств.
В России объем производства медицинской техники в 2020 году сократился на 5,2%, согласно исследованию «Рынок медоборудования и изделий в РФ: российские аппараты ИВЛ» консалтинговой компании «Деловой профиль». Однако отечественный рынок медицинских изделий и оборудования полностью восстановится в 2021 году, а к концу 2022-го покажет рост в среднем на 5–6%, прогнозируют авторы исследования.
Импортозамещение
В последние несколько лет в стране наблюдался устойчивый рост производства медоборудования. С 2014 года объем рынка медицинских изделий в России, по данным Росстата, вырос в полтора раза, до 304,9 млрд руб. в 2019 году. Стимулом стали в том числе ограничения на использование импортной медтехники для государственных и муниципальных нужд. Напомним, в 2015 году в перечень запрещенных правительством РФ к госзакупкам медизделий и техники вошли томографы, рентгенодиагностические комплексы и другое высокотехнологичное медицинское оборудование, а также реагенты для различных исследований, некоторые виды медицинской одежды и хирургического инструмента, глюкометры и спиртовые салфетки. Как заявляла тогда министр здравоохранения Вероника Скворцова, потребность в этих медицинских изделиях и оборудовании должна быть покрыта за счет развития отечественного медпрома и повышения степени локализации иностранных производств.
Пока российский рынок медтехники растет не такими темпами, как изначально планировалось, отмечает доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Елена Тарасенко. Согласно госпрограмме Минпромторга «Развитие фарм— и медпромышленности» на 2013–2020 годы, к 2020 году объем отечественных медизделий на рынке должен был достичь 40%. В 2019 году ведомство снизило этот показатель до 26%.
По оценкам компании «Гидмаркет», 78% рынка медоборудования приходится на госзакупки. В 2020 году объем госзакупок медизделий увеличился почти в два раза и составил 599 млрд руб., по данным аналитического центра Vademecum. В ближайшие три года правительство продолжит наращивать долю медицинской техники российского производства в закупках для государственных и муниципальных нужд: доля отечественных аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) должна вырасти с 50 до 70%, аппаратов УЗИ — с 60 до 80%, рентгенодиагностических комплексов — с 55 до 75%.
Правительство предоставило российским производителям достаточное количество преференций для развития отрасли и импортозамещения, говорит Елена Тарасенко: «Введены правовые, административные и экономические протекционистские меры в сфере госзакупок медизделий, а также субсидирование отечественных производителей, таможенное регулирование импорта, регистрация медизделий и постоянный рыночный надзор, контроль маркировки и многие другие меры».
В частности, правительством предусмотрены субсидии на компенсацию части затрат на проведение клинических испытаний. Кроме того, Минпромторг РФ может заключать специнвестконтракты (СПИК) с производителями, предусматривающие значительные преференции для инвестора. По данным Минпромторга, пока СПИК на производство медоборудования заключены не были.
Трансфер технологий
Ограничения на госзакупки импортной медтехники между тем стимулируют иностранных производителей создавать промплощадки в России. Это позволяет им получать статус локального производителя и связанные с этим преимущества на российском рынке. Например, Philips в партнерстве с российской «Амико» в 2017-м начала в Подмосковье производство ультразвуковых систем высокого и экспертного класса, в 2019 году на фабрике радиотерапевтической техники стартовала сборка линейных ускорителей американской Varian Medical System, аналогичные планы имеет и ее шведский конкурент — компания Elekta, летом этого года соглашение с «Русатом Хэлскеа» (входит в ГК «Росатом») о локализации в России производства магнитно-резонансных томографов (МРТ) также подписала GE Healthcare.
Локальное производство позволяет также сократить сроки поставки оборудования и максимально адаптировать аппарат под нужды конкретного заказчика, отмечает директор кластера прецизионной диагностики компании Philips в России и СНГ Михаил Гончаров. Российские производители, в свою очередь, по его словам, получают доступ к передовым технологиям и производственным процессам и могут развивать научный потенциал.
При этом часть требований российских регуляторов разработчики и производители оборудования считают избыточными. В частности, крайне сложно, по словам Михаила Гончарова, выполнить условие по использованию локальных компонентов: «Местные компоненты либо существенно дороже из-за мелкосерийного производства в сравнении с масштабами глобальных производителей компонентов, либо их качество не отвечает требованиям, которые компания предъявляет для стандартного процесса производства».
Битва за качество
Согласно исследованию удовлетворенности потребителей медицинским оборудованием российского производства, которое в прошлом году провели профессиональное сообщество «Врачи РФ» и аналитическое агентство Forbes, 73% опрошенных в рамках исследования специалистов не устраивает качество имеющейся техники, 66% заинтересованы в увеличении импортных поставок медицинского оборудования, в том числе аппаратов ИВЛ (при том что с весны 2020 года импорт ИВЛ снизился с 72 до 5%).
Кроме того, по данным исследования «Врачей РФ», 81% опрошенных специалистов из большинства регионов России заявили о дефиците КТ, ИВЛ и другого медоборудования, 33,7% врачей в России постоянно испытывают нехватку оборудования.
Благотворительный фонд «Живи сейчас» осенью 2020 года опубликовал открытое письмо президенту РФ от имени 422 медицинских учреждений из разных регионов России с просьбой не запрещать закупку иностранных аппаратов ИВЛ. В письме говорится, что отечественные аналоги не соответствуют современным требованиям, менее надежны и функциональны.
Жесткие протекционистские меры не должны заменять меры, направленные на развитие отечественной промышленности, считают эксперты. «Поступательное развитие и трансфер технологий необходимы для построения технологической, научной и производственной базы, создание которой должно предшествовать любым ограничениям и барьерам для импорта», — говорит руководитель практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики КПМГ в России и СНГ Виктория Самсонова.