Тенденции ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Франчайзинг адаптировался к работе в условиях пандемии

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
К концу 2021 года рынок франшиз может вырасти на 20–25%. Драйвером роста продаж франшиз будет в том числе стремление молодежи работать на себя.

Франчайзинговая бизнес-модель по итогам 2021 года покажет самый высокий рост продаж со времен последней рецессии, говорится в исследовании американской FRANdata, проведенном по заказу Международной ассоциации франчайзинга (IFA), «Экономические перспективы франчайзинга 2021». В США, например, где сосредоточено порядка 80% всего мирового объема рынка франшиз и где в 2020 году было закрыто 20 тыс. франчайзинговых точек, а работу потеряли 900 тыс. человек, большая часть потерь будет компенсирована уже в этом году. FRANdata по итогам этого года прогнозирует открытие 26 тыс. новых франчайзинговых предприятий, 800 тыс. новых рабочих мест и рост общего количества занятых в сегменте до 8,3 млн человек. Вклад франчайзинговых предприятий в экономику страны составит $780 млрд, а доля сегмента в ВВП увеличится до 3,5%.

В России вклад франчайзинговых предприятий в экономику страны оценивается в 2,1 трлн руб., или 2% ВВП, по данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). Число занятых в секторе оценивается в 1,6 млн человек (плюс 200 тыс. с начала года), а с учетом смежных с франчайзингом компаний, в том числе сервисов доставки, — 4 млн человек, или 2,2 и 5,5% соответственно от общего числа занятых россиян, согласно данным Росстата на август 2021 года. Число объектов, открытых по франшизе, несмотря на коронакризис, с начала года уже выросло на 7%, до 80 тыс. (данные РАФ).

Бизнес начал восстанавливаться после пандемии, в том числе благодаря новым точкам входа на рынок через франчайзинговые модели, отмечает исполнительный вице-президент Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. В третьем квартале 2021 года, в частности, замедлилась наблюдавшаяся с начала этого года ликвидация ИП. По данным «СПАРК-Интерфакс» (агрегирует сведения Федеральной налоговой службы), число ИП на 1 октября 2021 года составило 3,55 млн, тогда как по итогам первого полугодия число предпринимателей снизилось до 3,14 млн. В 2020 год система «СПАРК-Интерфакс» насчитывала 3,72 млн ИП.

Франчайзеры в рекордно короткие сроки адаптировали франшизы, говорит руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. Например, продавцы франшиз, по ее словам, чаще стали предлагать формат «инвестиционной франшизы», когда покупатель только вкладывает деньги, а всем операционным управлением занимается сам франчайзер.

По данным Franshiza.ru, несмотря на снижение в прошлом году на фоне длительных ограничений на работу ряда отраслей выручки франчайзинговых точек, оборот рынка сократился на 27%, до 2,04 трлн рублей, по числу купленных франшиз и количеству новых франчайзеров рынок вырос на 5,1 и 7% соответственно. К концу этого года РАФ прогнозирует рост рынка франшиз на 20–25%.

Франчайзинг молодеет 

С августа 2021 года каталог Franshiza.ru фиксирует прирост аудитории покупателей франшиз на 32% по сравнению с началом года. В каталоге франшиз «Сбера» за девять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2020-го число пользователей и заявок на франшизу увеличилось в пять раз, по сравнению с 2019-м — в два раза. Франчайзеры на растущий интерес ответили увеличением готовых решений в каталоге «Сбера» на треть — со 150, которые были доступны в прошлом году, до 200 за три квартала текущего года.

Рост рынку обеспечивает переток капитала из одних секторов экономики в другие, более привлекательные, и стремление молодого поколения к ведению собственного бизнеса, отмечает Анна Рождественская: «Молодежь с самого начала трудовой деятельности даже не рассматривает для себя перспективу наемного труда, а стремится запускать собственный бизнес, в том числе при помощи франшизы». При этом, по ее словам, молодое поколение менее подвержено внешним рыночным настроениям: «Для них выбор франшизы ограничен только инвестициями и доступностью кредитных линий».

По данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», прирост кредитов, которые банки выдавали малым и средним предприятиям на инвестиционные цели, сократился с 20% в 2019 году до 8% в 2020-м.

Покупатели франшиз осторожно относятся к привлечению кредитов на покупку франшизы из-за сложности прогнозирования спроса и стараются обходиться собственными накопленными инвестициями, отмечает Анна Рождественская. Средний чек покупки франшизы в «массовом сегменте» не показывает роста. Доля покупателей франшиз до 1 млн руб., например, за 2020 кризисный год выросла с 65 до 72%, по данным Franshiza.ru. При этом в 2021 году аналитики Franshiza.ru фиксируют прирост спроса на 23% в инвестиционном сегменте свыше 10 млн руб.

Драйверы роста 

При этом в структуре предложения франшиз преобладает сфера услуг — 48%, сектор за последние семь лет вырос на 17 процентных пунктов. На торговлю приходится 26% франшиз (17% на непродовольственную и 9% на продовольственную), доля сектора общественного питания составляет 22%, а на производство и строительство приходится лишь 4% франшиз. Сегмент услуг и продовольственной розницы продолжили расти, отмечают аналитики Franshiza.ru. Доля франшиз общественного питания и непродовольственной торговли в прошлом году сократилась на 5 и 2% соответственно.

Бизнес ориентируется на потребности населения, отмечают аналитики. По данным РАФ, опережающими темпами растут франшизы диагностических лабораторий, детских развивающих центров, дистанционные сервисы, службы доставки и другие связанные с интернет-торговлей услуги. Напомним, что рынок e-commerce на фоне коронакризиса в 2020 году вырос в 1,6 раза (или на 58,5%) по сравнению с 2019-м и достиг 3,2 трлн руб., по данным Ассоциации компаний интернет-торговли.

Идет активное развитие внутри популярных сегментов, отмечает Юрий Михайличенко. Например, медицинские лаборатории предлагают франчайзи не просто пункты приема анализов, а полноценные медицинские кабинеты. Франшизы в области допобразования помимо детских обучающих программ стали предлагать обучение финансовой и бизнес-направленности, рассказывает Анна Рождественская.

Кроме того, франчайзеры максимально оптимизировали форматы своих франшиз и инвестиций в запуск. Важным фактором стала технологичность компании-франчайзера, подчеркивает Анна Рождественская: «Франшиза общепита сегодня — не просто концепция с востребованным продуктом и перспективой роста, а продуманная система доставки, диджитализация франчайзинговой сети и возможность трансформировать модель взаимодействия с клиентом под меняющиеся реалии».

От первого лица «За каждого потребителя идет целенаправленная борьба»
Содержание
Закрыть