По данным каталога Franshiza.ru, за время пандемии сети в России потеряли около 19% франчайзинговых точек. Но по итогу года рынок франшиз вырос на 5,1% по количеству проданных франшиз, на 7% — по числу франчайзеров и на 9% — по числу заявок на франшизы. В целом интерес инвесторов к франчайзингу начал расти с сентября 2020 года, отмечают аналитики каталога франшиз.
Новые ниши
Число заявок на франшизы крупных медицинских сетей с января по август 2021 года выросло на 30%. В условиях пандемии резко увеличилось число клиентов медицинских лабораторий, отмечает руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская: «Большинство инвесторов выбирают проекты для вложений исходя из спроса на услугу».
Еще одним лидером по приросту франчайзинговой сети стали пункты выдачи заказов, связанные с ростом интернет-торговли, отмечает генеральный директор EMTG, основатель международной выставки франшиз Buybrand Екатерина Сойак. Знаковым, по ее словам, является выход на рынок франшиз таких крупных игроков, как Ozon, «СберМаркет» и «Почта России».
Кроме того, на фоне экономического кризиса и падения доходов растет число франшиз, связанных с управлением личными финансами. Например, франшизы образовательных организаций стали ориентироваться на предложение обучения финансовой грамотности и бизнес-образования. Спрос на эти программы активно подогревается государством и крупным бизнесом, отмечает генеральный директор «Финграм» Светлана Трушникова: «Повышено внимание к возможностям инвестирования, появляется все больше инвестиционных продуктов. При этом в стране очень низкий уровень финансовой грамотности».
Адаптация и диджитализация
Согласно результатам опроса участников рынка, проведенного порталом Franshiza.ru, большинство продавцов франшиз видят в коронакризисе, скорее, возможности: 46% компаний планирует в 2021 году рост сети, 19% — выход на новые рынки, 15% готовы дорабатывать франшизы, 16% стремятся удержать существующих партнеров. Только 4% франчайзеров оценивают ситуацию как «выживание».
Например, в ресторанном бизнесе, значительно просевшим из-за ограничений пандемии, набирает популярность так называемый формат dark kitchen — кухня, которая работает только на доставку, отмечают аналитики рынка франшиз. Раньше в формате dark kitchen в основном работали пиццерии и заведения азиатской кухни, а за последний год он охватил практически все сегменты общественного питания, включая кофейни, отмечает Анна Рождественская.
По мненю директора по франчайзингу сети ресторанов Mybox Виталия Дмитриева, dark kitchen позволяет, например, сэкономить на арендной плате и открыть цех в менее проходимом месте: «Клиенты приходят не с улицы, а из интернета».
Кроме того, потребитель привык к доставке, и этот сервис продолжит развиваться, считает Виталий Дмитриев.
Удаленка изменила подходы бизнеса к коммуникации с потребителем, говорит Анна Рождественская: «Принципиально важным практически для любого бизнеса стало то, насколько технологично выстроено общение франчайзинговой сети с конечным потребителем». Приобретая франшизу, например пиццерии, по ее словам, покупатель смотрит на возможность заказов через интернет, наличие интеграции с агрегаторами и мобильного приложения, автоматизацию технологических процессов.
Самозанятость по франшизе
Популярность франшизы в условиях коронакризиса в большей степени определяется стоимостью инвестиций. По данным Екатерины Сойак, самыми востребованными в 2021 году остаются проекты с инвестициями до 3 млн руб., в том числе франшизы предприятий в сфере услуг — парикмахерских, химчисток или салонов красоты. По данным портала TopFranchise.ru, на 10–15% выросло число заявок на франшизы с инвестициями до 1 млн руб. Наиболее востребованы франшизы мини-бизнеса — в пределах 300 тыс. руб. Это, например, проекты, предлагающие, по сути, различные форматы самозанятости. Например, вместо кофейни вендинговый аппарат по продаже кофе или мини фитнес-клуб без персонала.
Примечательно, что в Федеральной налоговой службе (ФНС), на сентябрь 2021 года зарегистрировалось почти 3,2 млн самозанятых. По данным ФНС, с начала 2019 года общий доход самозанятых составил 327 млрд руб., они уплатили налоги на 8 млрд руб. (сведения на март 2021-го). Основными видами деятельности самозанятых являются такси, строительные и маркетинговые услуги, консультирование, сдача в аренду квартир и репетиторство.
В условиях коронакризиса предприниматели стремятся к минимизации персонала, отмечает доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии ИБДА РАНХиГС Эмиль Мартиросян. По его словам, в целом во франчайзинге появляется все больше малых и микропредприятий.
Высокая конкуренция будет способствовать развитию новых форматов для привлечения партнеров, уверена Екатерина Сойак. Потенциал для роста франчайзинговых проектов эксперты видят в развитии рынка шеринговых услуг — аренды самокатов, велосипедов и даже детских колясок. Это достаточно свободная ниша во многих регионах, отмечает Екатерина Сойак. Кроме того, законодательные изменения в ряде регионов открывают перспективы рынка ресторанных франшиз в формате фуд-траков.