— Гибкие навыки, или soft skills, давно признаны навыками XXI века. Как они помогают бизнесу адаптироваться к турбулентности современного мира?
— Сейчас действительно все очень быстро меняется в жизни и бизнесе: не успеваем мы изучить одну технологию или подход, как на смену им приходят другие, еще более современные. В бизнес-среде возникает устойчивое впечатление, что на рынке не хватает профессиональных кадров: сотрудники не успевают за изменениями, не могу сработаться друг с другом в команде и с партнерами. Доходит до того, что бизнес ищет новых людей на замену штатным и не может найти. Как основатель нескольких проектов я сам с этим не раз сталкивался.
Но на самом деле людям не хватает базовых навыков, которые бы помогли им гибко реагировать на изменения. Все больше руководителей и собственников бизнеса убеждаются, что основным драйвером развития компании является наличие у сотрудников soft skills — умения самообучаться, находить контакт друг с другом, решать конфликты и сложные ситуации, проводить переговоры. От владения сотрудниками этими навыками в принципе зависит динамика развития бизнеса: такие люди более адаптивны к изменяющейся действительности, они более оперативно и адекватно реагируют на ту или иную ситуацию.
Поэтому в сфере образовательных технологий (EdTech) программы по развитию гибких навыков являются трендом и привлекают инвестиции.
— То есть обучение специалистов гибким навыкам позволит решить хотя бы часть проблем с нехваткой кадров?
— Да, и это чуть ли не единственный способ решения проблемы дефицита кадров в условиях сокращения трудоспособного населения под влиянием, в частности, демографической ямы 1990-х.
Причем сейчас важно обучать таким навыкам людей не только индивидуально, но и целыми командами. Проектная команда — основа компании, сегодня ей можно поручить одни задачи, а завтра — другие. Слаженная команда играет не последнюю роль в выборе человеком места работы и его лояльности компании. Создать такую сработанную команду — задача номер два, после того как «прокачаны» soft skills у отдельных сотрудников.
— По данным иностранных исследований зарубежный рынок обучения гибким навыкам растет. Насколько такие программы востребованы в нашей стране?
— Мировой рынок обучения soft skills в 2020 году составил $21,3 млрд и вырастет до $43 млрд к 2026 году, прогнозирует американское аналитическое агентство Research And Markets.
В России пока массового спроса на программы по обучению гибким навыкам нет. Большинство работодателей по-прежнему стремятся прежде всего обучать человека конкретным прикладным навыкам.
Но мы видим растущий спрос после того, как компании начинают пользоваться нашим продуктом. На рынке есть массовое понимание, что образовательные продукты, ориентированные исключительно на прикладные навыки, работают неэффективно, особенно применительно к soft skills, и что нужно менять подход. Все в поиске таких моделей.
Наш проект — онлайн-платформа Wakeup, позволяющая обучать людей гибким навыкам, — это стартап. Ему около двух лет.
— В чем преимущества образовательной онлайн-платформы для развития soft skills?
— Технология учитывает, что гибкие навыки приобретаются в процессе конкретной деятельности. Просмотра ролика и теоретических знаний тут недостаточно. Наша платформа позволяет погружать обучающегося в профессиональную среду или бизнес-ситуацию, с которыми человек реально может столкнуться на рабочем месте. То есть это своего рода стажировка в виртуальной компании, где у каждого есть наставник или руководитель и ситуации развиваются по различным сценариям. Такой подход позволяет получать не только знания, но и реальный опыт.
Мы выделили ряд ключевых навыков, так называемых power skills, которые несильно отличаются от отрасли к отрасли, но это те самые навыки, 20% которых дают 80% результата. То есть мы даем базовые навыки, которые легко адаптировать в любой профессии.
Кроме того, наш продукт позволяет создавать из отдельных сотрудников сплоченные команды и управлять командой. Сам процесс обучения дает возможность хорошо узнать людей, создать цифровой образовательный профиль на каждого сотрудника. Такая информация позволяет руководителям эффективно использовать свои команды, способствует лояльности компании. Люди, в свою очередь, лучше узнают себя, свои сильные стороны и возможности. Через такую осознанность человек начинает получать удовольствие от работы. Можно сказать, что в этом наша миссия.
— Как вы оцениваете эффективность вашего подхода к обучению soft skills?
— Мы планируем внедрять методики, которые позволят мерить связь обучения с бизнес-результатами компании. Сами студенты высоко оценивают применимость знаний. Проходимость курсов составляет 76% это в 3–4 раза выше, чем в среднем по рынку. Кроме того, почти столько же прошедших обучение готовы рекомендовать платформу друзьям и коллегам.
— В чем вы видите дальнейшее развитие проекта?
— Наша задача — масштабировать проект внутри страны. Сейчас мы на этапе поиска инвестиций в следующие стадии. Мы выделили 45 навыков, которые позволят создавать высокоэффективные команды. На основе этих навыков и технологий диагностики способностей и потенциала человека мы создадим комплексный продукт для подготовки таких команд. В целом у образовательного сегмента, направленного на развитие человеческого капитала, высокий инвестиционный потенциал.