— Пятый пакет санкций ЕС включает запрет на поставку в Россию десятков наименований химической продукции. Насколько серьезно на отрасль и смежные секторы влияют санкции и геополитическая ситуация?
— Безусловно, западные рестрикции самым серьезным образом влияют на отечественный химпром. Согласно исследованию НИУ «Высшая школа экономики», проведенному в 2019 году, химическая отрасль на треть зависела от импорта, а по высокотехнологичной продукции — это, как правило, малотоннажная химия высоких переделов — на 60–100%. К сожалению, за последние годы ситуация не сильно изменилась. Хотя представители отрасли неоднократно подчеркивали важность химического суверенитета.
— С дефицитом каких именно продуктов может столкнуться рынок?
— Как пример: до недавнего времени 70% эмульсионного поливинилхлорида (ПВХ), используемого для производства линолеума, обоев и другой продукции, импортировалось в Россию. В 2021 году Башкирская содовая компания (БСК) приступила к реализации проекта строительства завода по производству эмульсионного ПВХ. Однако инвестиции в химпром — это работа вдолгую. Предприятие еще не успело достроить линию, но мы уже на пути решения этого вопроса.
В марте—апреле этого года производители и потребители лакокрасочных изделий также почувствовали дефицит диоксида титана — соединения, которое обеспечивает укрывистость краски — способность пигмента перекрывать цвет поверхности. До недавнего времени мы до 70 тыс. т этого химического соединения импортировали из США и ЕС: не было своего сырья. Благодаря технологическим наработкам наших специалистов в этом году мы помогли перезапустить титановое производство на предприятии «Крымский титан». Это частично сняло остроту вопроса. Кроме того, мы продолжаем работы по созданию собственного производства диоксида титана.
С нашей основной продукцией ситуация стабильная: Россия полностью обеспечена собственной пищевой и кальцинированной содой, практически полностью наш рынок обеспечен и суспензионным ПВХ, который используется, например, для оконных рам. Да, мы вынуждены отчасти переориентировать наши экспортные потоки, но это некритично. Для компании всегда приоритетом было удовлетворение потребностей в первую очередь российского рынка.
— Какие задачи сегодня стоят перед предприятиями химического сектора? Какие возможности для развития отечественного химпрома вы видите?
— Если говорить о химической промышленности в целом, то полезно вспомнить известную даосскую притчу про прутья, которые легко переломать по одному, но невозможно сломать все вместе. Мне кажется, пришло время для консолидации промышленности, создания новых производственных цепочек внутри страны. Нужно активно выстраивать кластерные площадки, когда на небольшой территории концентрируются взаимодополняющие предприятия, усиливающие конкурентные и инновационные преимущества друг друга. Это будут участки прорыва. Проще создать современную инфраструктуру в одном месте, чтобы ею пользовались сразу несколько предприятий, чтобы они обменивались лучшими практиками и технологиями. По сути, это возвращение к старой концепции «вся страна — одна фабрика», только на новом витке развития. Дело в том, что кластер обеспечивает кооперацию, но не убивает конкуренцию. Плюс — вокруг этого кластера как зоны опережающего развития будут появляться небольшие предприятия. Надеюсь, что именно малый бизнес возьмет на себя решение проблемы «выпавшей» из-за санкций малотоннажной химии.
— Как меняются стратегии компании в нынешних условиях, какие проекты выходят на первый план?
— В стратегическом плане ничего не меняется: в основе философии нашего бизнеса по-прежнему лежит удовлетворение запросов в первую очередь российских потребителей. Для этого наши предприятия работают лучше и эффективнее. Меняются тактики бизнеса. Например, на фоне сокращения поставок зарубежных моющих средств наша дочерняя структура ООО «Эколь» втрое нарастила производство стиральных порошков. Предприятие уже вышло на новые рынки сбыта, расширяет географию реализации продукции. Помимо традиционных территорий присутствия нашей продукции — Урал, Поволжье, столичный регион — пришли заказы на поставки стиральных порошков на Кавказ (Дагестан, Чечня), юг России (Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская область). Также появились покупатели из ближнего зарубежья. Реагируя на изменившуюся конъюнктуру рынка, «Эколь» готовится уже в ближайшее время запустить новую линейку продукции для стирки детского белья. В планах и выпуск стиральных порошков различных ценовых сегментов — от эконома до премиум-класса.
— Достаточно ли сегодня финансовых ресурсов для наращивания производства? Какие меры господдержки необходимы, какими вы уже пользуетесь?
— Тут несколько важных моментов. Во-первых, по результатам прошлого года мы получили рекордные финансовые показатели. К тому же у нас достаточно низкий уровень закредитованности. Во-вторых, долгосрочная программа развития и модернизации БСК тщательно просчитана. Часть средств мы рассчитываем получить по программе кредитования системообразующих предприятий под гарантии ВЭБа и по сниженной ставке.
Но самое главное — сегодня мы видим политическую волю и желание властей решать вопросы структурной перестройки экономики и налаживания новых производственных цепочек. Мне кажется, с таким настроем все получится.
— Насколько остро в компании стоит кадровый вопрос: какие кадры нужны предприятию, как развивается кадровая политика компании?
— В целом на предприятии ситуация достаточно стабильная. Средний возраст сотрудников — чуть за 40 лет. Текучка кадров — около 5% в год. Мы регулярно пополняем штат за счет привлечения в компанию молодежи. В частности, воспитывать высококвалифицированных специалистов и привлекать выпускников в компанию помогают специальные соглашения о партнерстве с Уфимским техническим университетом.
Мы понимаем, что внедрение новых технологий предъявляет высокие требования к специалистам, необходимы высококвалифицированные инженерно-технические кадры. Сегодня за трудовые ресурсы идет серьезная конкуренция. Поэтому стараемся сами подготавливать необходимых специалистов — обучать, стажировать студентов для дальнейшей работы на нашем предприятии. БСК всегда открыта для молодых, талантливых и амбициозных специалистов.