Компетенция , Весь мир ,  
0 

Законно и автоматизировано: как коллекторы проводят судебное взыскание

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

По данным НАПКА с февраля 2022 года профессиональные агентства по взысканию стали активнее возвращать долги в судебном порядке: по их подсчетам процент таких дел составлял 60%. Однако принятый в апреле мораторий на банкротство существенно изменил положение дел, и теперь бизнес не может возвращать часть своих средств.

О том, как происходит судебное взыскание сейчас, с какими трудностями сталкиваются представители рынка во время кризиса и какие их действия помогают сохранять стабильность, мы узнали у Лиры Ишдавлетовой, начальника отдела судебного взыскания коллекторского агентства «Право Онлайн».

— Лира, с какими долгами вы чаще всего имеете дело?

— Основной портфель нашего агентства — это долги по микрозаймам или быстрым кредитам. Наши клиенты — лидеры микрокредитного рынка России.

— Как происходит судебное взыскание?

— Процедура судебного взыскания предусматривает принудительное возвращение долга по исполнительному документу. Для его получения мы обращаемся к судье, к пределам компетенции которого отнесен адрес регистрации должника. К заявлению, направленному в адрес судьи, прикладывается достаточная доказательная база, она позволяет принять решение в удовлетворении наших требований. Но даже при получении положительного решения, наше агентство идет навстречу должнику и информирует о наличии такого решения, оставляя ему возможность погасить задолженность в добровольном порядке.

В случае продолжительного уклонения должника от исполнения своей обязанности по погашению просроченной задолженности, осуществляется принудительное взыскание долга. Решение направляется в Федеральную службу судебных приставов для исполнения. По заявлению взыскателя возбуждается исполнительное производство и согласно ст. 68 ФЗ Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» применяются меры принудительного исполнения. Каждая стадия процедуры судебного взыскания, обеспечивающая возврат задолженности, имеет свои особенности, а применение комплекса специфических мероприятий регулируется нормами права Российской Федерации.

— Как у вас организована работа по подаче заявления в судебные органы?

— Этот процесс у нас практически полностью автоматизирован: нашим сотрудникам достаточно одного нажатия на кнопку в программе, чтобы выгрузить и распечатать полный пакет документов по должнику для подачи заявления в суд. Далее происходит этап сборки документов, это уже физическая работа, от которой пока не уйти: здесь вручную проставляются печати и подписи, все упаковывается в конверт и клеится марка. Внутри агентства мы организовали работу так, чтобы каждый специалист выполнял определенную функцию: часть команды занимается первичной подачей заявлений, другая часть команды решает более сложные задачи, где нужно детально погружаться в нюансы, вносить изменения в заявление, то есть держать на контроле и полноценно вести проект по каждому конкретному случаю.

— Как вам удается успешно вести огромное количество дел сразу? Сколько человек необходимо для этого?

— Дел у нас действительно много, сейчас в портфеле агентства более 560 000 клиентов, но вся работа ведется усилиями 32 человек. Справляться с таким объемом нам помогает упомянутая выше автоматизация процессов. Коллегами из IT-отдела было разработано специальное программное обеспечение под наши требования и условия.

Благодаря использованию ПО мы можем доверить до 70% всех операций искусственному интеллекту.

Например, получая стопку исполнительных документов для регистрации, наш сотрудник может быть уверен, что система при сканировании не только «прочитает» и распознает текст, но и правильно соотнесет полученную информацию, распределит ее по должникам и добавит в соответствующие карточки клиентов. Таким образом, мы освобождаем наших специалистов от огромного объема рутинной работы, оставляя время для более важных задач.

— Экономия времени действительно существенная, а что еще умеет ваше ПО?

— Оно, в том числе, помогает отслеживать изменение статусов по клиенту: например, в случае направления заявления в суд, ПО сообщает нам о получении адресатом нашего заявления, а также наблюдает и сообщает о принятом решении.

Судебное взыскание — это проектная работа, и в ней важно контролировать каждый этап: сигнал об изменении статуса подсказывает нашим коллегам, что пора приступать к следующей стадии их работы. Еще у нас внедрена интеграция с Почтой России в части получения писем: наш парсер проверяет коды идентификаторов отправлений и загружает их в нашу систему. Так мы понимаем, сколько писем доставлено и принимаем решение, что делать дальше — повторно отправлять письма или передать специалисту, чтобы он провел необходимые мероприятия. А еще наша система умеет автоматически формировать документы при наступлении определенного статуса по должнику, например, при статусе «займ погашен» формируется справка о погашении задолженности и высылается клиенту на его электронную почту.

— В 2022 году много говорилось о реформировании ФССП, о развитии суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». Почувствовали ли вы на себе эти изменения, стало ли взаимодействие более оперативным?

— Говорить о преобладании цифровых технологий в общении с ФССП пока рано, поскольку функционал системы не до конца реализован. На данный момент нам по-прежнему необходимо предоставлять оригиналы документов на бумажном носителе для исполнения. С нашей стороны мы готовы осуществлять передачу всех необходимых материалов в электронном виде, и как только будет реализована такая возможность со стороны федеральной службы, мы с радостью ей воспользуемся.

— Сейчас сложное время для всех, в том числе, и для судов. Ощущаете ли вы какие-то трудности при взаимодействии с органами власти?

— Нагрузка на судебную систему действительно возросла, это видим по срокам принятия решения. Но замечу, что это некритично, а смещение сроков относится, прежде всего, к определенным регионам и городам-миллионникам.

— Как сейчас происходит судебное взыскание с учетом введения моратория?

— Мораторий серьезно сказался на сборах нашего агентства, поскольку большая часть приказов была получена в период до 1 апреля 2022 года — по ним уже были проведены мероприятия на исполнение. И, к сожалению, взыскание приостановилось, но наше агентство всегда отличалось гибкостью и быстрой реакцией на обстоятельства. Нам удалось подстроиться под ситуацию с минимальными потерями для себя. Мы приняли решение увеличить подачу заявлений в суд. Эта мера позволила нам увеличить число получаемых судебных решений с датой вынесения после 01.04.2022 и взыскивать свои средства. Приказы, на которые распространяется действие моратория, ждут своего часа. А мы, в свою очередь, ждем 1 октября — планируемую дату снятия моратория, чтобы вернуть недополученные суммы и войти в привычное рабочее русло.

— Судебное взыскание — всегда крайняя мера, к которой прибегают взыскатели. Почему, на ваш взгляд, люди так легкомысленно относятся к этому?

— Действительно, судебное взыскание — это серьезно, поэтому мы всегда так старательно и методично доносим до должников преимущества решения финансовых вопросов в досудебном порядке. Испорченная кредитная история, блокировка карт и арест банковского счета — только часть последствий, с которыми столкнется человек. Мы готовы идти навстречу клиентам, предлагая им индивидуальные условия, лояльное отношение и возможности рассрочки. Однако вместо того, чтобы обращаться к нам напрямую и получить профессиональную консультацию специалистов, должники ищут ответы в сети, где информация доносится в искаженном виде.

Зачастую, «эксперты» с форумов уверяют, что коллекторы ничего не взыщут, долги спишут и не стоит бояться никаких ограничений. Это не так: действуя в рамках закона, взыскатели почти в 100% случаев вернут свои средства.

Человек же при этом потеряет время и только усугубит свое положение. Поэтому я еще раз хочу подчеркнуть важность исполнения своих кредитных обязательств в срок, потому что возможности для разумного компромисса есть всегда.

— Как вы считаете, что будет с рынком взыскания в будущем?

— Прогнозы — дело неблагодарное и все же мне хочется верить, что ситуация будет меняться к лучшему. Но, конечно, в условиях кризиса и общей нестабильности в мире сделать это будет непросто. Скорее всего, тенденция снижения досудебного взыскания будет сохраняться, но наше агентство все равно продолжит развитие этого направления, несмотря даже на рост стоимости взаимодействия с клиентом. Мы не теряем оптимизма, по-прежнему готовы решать самые сложные ситуации и идти на разумный компромисс с должником. Потому что безвыходных ситуаций не бывает, и мы много раз доказывали это на деле.

Решение Как в кризисное время сохранить и повысить лояльность клиентов
Содержание
Закрыть