От первого лица , Весь мир ,  
0 

Как растут требования резидентов ОЭЗ к качеству сервиса

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
О ситуации на рынке особых экономических зон (ОЭЗ) рассказала управляющий партнер ОЭЗ «Ступино Квадрат» Екатерина Евдокимова.
— «Ступино Квадрат» была первой в России частной ОЭЗ, а ваша компания — первой независимой управляющей компанией в рамках такого формата. Как вы оцениваете роль частного бизнеса в сегменте ОЭЗ?

— Частный бизнес в управлении ОЭЗ — восходящий тренд, который привнесет много новых идей и решений. Я недавно была на Восьмом международном инвестиционном форуме в Абу-Даби, где ее организаторы из UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию. — РБК+) проводили сессии по развитию ОЭЗ в мире. Там обсуждали тренд на концентрацию производств внутри национальных рынков. Он возник после пандемии на фоне нарушения цепочек поставки, когда Китай и Тайвань не смогли поставлять микрочипы, и многие предприятия в развитых странах вынуждены были приостановить свое производство. Сейчас логистические риски усиливаются в связи с обострившейся геополитической обстановкой. Речь о так называемом оншоринге (от англ. onshoring, производство в своей стране. — РБК+). В этом тренде идут и российские ОЭЗ, которые больше будут работать с отечественными производителями.

— В России функционирует 50 ОЭЗ. Можно ли сказать, что управляющие компании в них активно конкурируют друг с другом за резидентов?

— Активной конкуренции между ОЭЗ нет, поскольку круг резидентов определяется логистикой. Те, кому важно производить в Московском регионе, пойдут сюда. Компании, чьи поставщики и покупатели находятся в других местах, отправятся, скажем, в Липецк или Алабугу. Все зависит от точки поставок, стоимости логистики и локации рынка.

При конкуренции за размещение производства в особых экономических зонах инвесторы ценят, в первую очередь, уровень сервиса, предоставляемый управляющей компанией. На мой взгляд, частные ОЭЗ, как более гибкие структуры, будут скорее не конкурировать, а дополнять друг друга, обмениваться опытом. У нас с основания «Ступино Квадрат» действует девиз making investments happen by making investors happy, что значит «мы привлекаем инвестиции, делая инвесторов счастливыми». И тут мало подведенных коммуникаций, налоговых льгот и других базовых опций, которые имеет любая ОЭЗ. Нужен набор качественных сервисов. Для иностранных компаний, например, могут быть важны неожиданные сервисные услуги, такие как организация юридического лица, предоставление персонала, поиск квартир для экспатов, мест учебы для их детей, предоставление англоязычных водителей. Для российских инвесторов на первом месте стоят вопросы материально-технического характера, например, возведение производственных зданий под ключ, наличие подготовленной исходно-разрешительной документации.

Для всех инвесторов принципиально сокращение срока ввода производства в эксплуатацию. У нас такой срок с момента начала проектирования занимает девять месяцев. Кроме того, многие инвесторы не хотят отвлекать свой персонал, свои ресурсы от развития основного бизнеса — тем более сейчас, когда компаниям предстоит активно развиваться, занимать освободившиеся после ухода иностранцев ниши. В этом случае, мы предоставляем все необходимые услуги от момента разработки проекта до начала производства, включая поиск персонала и предоставление временного управляющего. При этом, конкретный набор услуг инвестор выбирает по своему усмотрению.

— Насколько на фоне санкций и тренда на технологический суверенитет изменился спрос на размещение компаний в индустриальных парках и ОЭЗ?

— У нас, можно сказать, бум. Переговоры и показы идут ежедневно. Воронка продаж стала более эффективной.

На рынке профессиональных промышленных площадок в целом спрос на размещение вырос существенно. При этом я бы отметила два характерных для него тренда. Первый — запрос на покупку небольших помещений. В соответствии с ним мы тоже строим готовые здания, скажем, на 17 тыс. кв. м, которые затем продаем малому и среднему бизнесу «мелкой нарезкой» по 500–1000 кв. м. Предпринимателям не нужно сразу инвестировать много — достаточно поставить в помещении оборудование и можно работать и зарабатывать. Такие резиденты очень быстро окупаются, что выгодно для ОЭЗ. В частности, на нашей площадке средняя окупаемость компании составляет 2,5–5,5 лет. При этом мелкие форматы без больших капитальных вложений, по нашим подсчетам, окупятся за полтора-два года. В перспективе они смогут масштабировать свой бизнес на нашей же площадке — вплоть до строительства больших заводов.

Второй тренд — российские компании стали покупать земельные участки большой площади. Если раньше иностранные инвесторы приобретали от 10 га до 20 га, а россияне от 1 га до 4 га, то теперь запросы отечественных компаний есть и на территории в 20–30 га.

— Стали ли резиденты больше вкладываться в импортозамещение?

— Безусловно. Сегодня на нашей площадке есть широкий спектр импортозамещающих производств, от электротехнических товаров и медицинского оборудования до лакокрасочного производства и бытовой химии. Доля импортозамещенной продукции в общем объеме производимых в ОЭЗ товаров значительно увеличилась. В целом стало меньше иностранцев, а география их происхождения сдвинулась в страны Азии и Африки.

— Что позволяет «Ступино Квадрат» сохранять привлекательность для инвесторов?

— Каких-то определенных рецептов по привлечению резидентов-инвесторов у нас нет, поскольку ситуация на рынке сегодня может меняться чуть ли не каждую неделю. Мы уже более десяти лет, на мой взгляд, живем во время динамической стабильности или нестабильности, скажем так. Сейчас наступила эпоха «черных лебедей», причем во всем мире. Так что невозможно применять какие-то одни инструменты и делать ставку на стабильность.

Можно сказать, что одна из самых существенных констант в нашем подходе — это любовь к инвестору. Мы заботимся о своих резидентах, воспринимаем их бизнес как свой собственный. В случае необходимости всегда готовы помочь: привлечь финансирование, посоветовать хороших специалистов или взять на себя функции по обучению кадров. Если наши технические эксперты, к примеру, видят, что проектировщики наших резидентов явно завышают стоимость проекта, то сразу их об этом предупреждают и помогают найти оптимальное решение, например, за счет сокращения избыточных для данного вида производства конструктивных элементов, например, металла.

— Каков потенциал рынка ОЭЗ?

— Не возьмусь сказать, сколько еще ОЭЗ нужно для насыщения рынка. Но заполняемость нашей площадки растет. Недостатка в резидентах нет. Новые инвесторы у нас сейчас в основном из России, а также из Индии, Китая и Турции. Сегодня наша ОЭЗ заполнена примерно на 70%. Сейчас мы расширяемся — присоединяем еще 450 га к нашей территории, до 950 га в общей сложности.

Замечу, что довольно много для стимулирования развития особых экономических зон делает государство: реализуются программы поддержки промышленности, вводятся льготные ставки на приобретение земельных участков, льготная ипотека на строительство заводов и покупку помещений. Работают фонды поддержки промышленности, от регионов выделяются субсидии на подведение инфраструктуры. Государство также поддерживает малое и среднее предпринимательство и программы экспорта для российских предприятий.

От первого лица Какие стимулы нужны промышленным территориям для эффективного развития
Содержание
Закрыть