— Безусловно, оправдал. Хотя еще не в полной мере — у формата промышленных площадок с преференциальными режимами, я считаю, огромный потенциал, который еще предстоит раскрыть. Но для этого необходимо совершенствование профильной нормативно-правовой базы, внедрение дополнительных стимулов для развития института ОЭЗ.
Но в целом он свою функцию выполняет и сейчас. С 2005 года, когда был принят ФЗ-116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», объем вложенных инвестиций в ОЭЗ, по данным Министерства экономического развития РФ, составил почти 1 трлн руб., было создано более 66 тыс. рабочих мест, в бюджет в виде налогов, таможенных отчислений и страховых взносов поступило около 368 млрд руб. На сегодняшний день в стране 50 особых экономических зон различного типа: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. В них зарегистрировано более 1,1 тыс. резидентов, в том числе компании с иностранным капиталом. И эти цифры растут. Так, в сентябре в рамках Международного форума особых экономических зон-2023 было представлено 11 проектов создаваемых ОЭЗ.
— В чем основные плюсы ОЭЗ?
— Потенциальных резидентов привлекает наличие полного набора необходимой для ведения бизнеса инфраструктуры, коммуникаций, энергомощностей, а также профессиональных управляющих компаний (УК), предоставляющих резидентам дополнительные сервисы и услуги, создающих условия для формирования новой предпринимательской культуры и бизнес-кооперации. Также в ОЭЗ резиденты получают специальные льготы и особые условия, позволяющие снизить риски и финансовую нагрузку.
Плюсы для государства, регионов также очевидны: особые экономические зоны положительно влияют на развитие территорий, где базируются, повышают их инвестиционную привлекательность, создают мультипликативный эффект для местных экономик. На примере Доброграда можно отметить, что развитие промышленной площадки в непосредственной близости к городу позволяет обеспечивать жителей рабочими местами на высокотехнологичных предприятиях и производствах.
— Вы говорите, что для более эффективного развития института ОЭЗ необходимы дополнительные стимулы. Что имеется в виду?
— У нас в стране создан прекрасный инструмент, который помогает промпредприятиям привлекать средства на поддержание производства и расширение. Это промышленная ипотека. Причем после определенных недавних корректировок в законодательстве этот механизм стал немного более универсальным и действенным. Если раньше речь шла о привлечении льготных кредитов исключительно на покупку и модернизацию уже существующих промышленных объектов (которые на рынке были в дефиците — более половины всех промышленных площадей в стране непригодны для использования), то сегодня средства можно получить и на строительство новых, что существенно расширило возможности применения инструмента.
Но теперь нужно идти дальше. Дело в том, что участвовать в программе промипотеки сегодня могут только обрабатывающие производства, относящиеся к разделу «С» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). При этом управляющие компании ОЭЗ, которые отвечают за строительство и эксплуатацию объектов, развитие инфраструктуры, сопровождение производственных процессов своих резидентов, на получение такой ипотеки рассчитывать на текущий момент не могут. Поэтому наше профессиональное сообщество сегодня предлагает предусмотреть разработку общероссийского классификатора экономической деятельности для УК.
Возможен и иной вариант — распространить на управляющие компании льготы и преференции, которые действуют в отношении резидентов ОЭЗ. К примеру, в новой редакции ФЗ-116 появилось понятие «договор о совместном производстве продукции» (ДСПП). Это подразумевает, что предприятия-резиденты, совместно производящие инновационную продукцию, могут не платить НДС и таможенные пошлины. ДСПП очень привлекателен для инвесторов. И в целом в рамках нововведений в законодательстве инвесторы однозначно в выигрыше: сокращены сроки и процедуры получения статуса резидента, упрощены документы, позитивно конкретизированы виды деятельности. Но при этом на управляющие компании, которые выступают одним из ключевых элементов, способствующих производству на сервисном и инфраструктурном уровнях, эти позитивные изменения не распространяются.
В результате слабая обеспеченность УК ресурсами сдерживает процесс развития территорий с преференциальными режимами. Управляющим компаниям требуется активная помощь и поддержка со стороны государства. Предлагаемые меры, обозначенные выше, могли бы существенно улучшить ситуацию, способствовать экономическому росту регионов и страны в целом.
— Особая экономическая зона «Доброград-1» является частной. Какие у такой формы ОЭЗ отличительные особенности?
— ОЭЗ «Доброград-1» — площадка промышленно-производственного типа, которая ведет свою деятельность в рамках законодательства, но развивается полностью на инвестиции частного инвестора. И одно из ключевых преимуществ — частная управляющая компания, которая позволяет существенно снизить риски инвесторов и резидентов. Управляющая компания ОЭЗ «Доброград-1» помогает минимизировать все административные барьеры как на этапе получения статуса резидента, так и на этапе строительства и запуска производства. Такой ресурс позволяет открывать предприятия резидентов в кратчайшие сроки. Кроме того, площадка полностью обустроена инженерной инфраструктурой и всеми необходимыми коммуникациями, подведенными к границам участка резидента. Разумеется, резидентам нашей ОЭЗ также доступны налоговые и таможенные льготы, которые помогают инвестору сократить до 35% затрат на старте производства.
Однако главная, на мой взгляд, отличительная особенность нашей ОЭЗ — развитие в синергии с городом Доброградом, который расположен всего в пяти километрах от промышленной площадки. Наша единая концепция основана на том, что промышленная инфраструктура на территории особой экономической зоны создается параллельно с формированием и совершенствованием городской и социальной среды, включая разные форматы жилой недвижимости, частные и муниципальные образовательные учреждения, медицинский центр, бизнес-центры, спортивные и развлекательные объекты, магазины, кафе и рестораны, транспорт.
В наше время также важно и актуально, что стратегия развития особой экономической зоны соотносится с принципами устойчивого развития — ESG, где элемент E (environmental) — бережное отношение к окружающей природе — особенно ярко выражен во всех проектах Доброграда. Такая агломерация в совокупности с преференциями промышленной площадки обеспечивает резидентам ОЭЗ «Доброград-1» фактически уникальные условия для работы и жизни.