Инструменты , Весь мир ,  
0 

На разных полюсах: зачем России нужны Арктика и Антарктида

Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
Россия продолжает наращивать свое присутствие в Арктике и Антарктике. Изучение этих регионов планеты имеет не только научный интерес, но и конкретные практические цели для экономики страны.

Полярные территории. Экономика и наука

За полярным кругом находится 18% всей территории России. Здесь проживает всего около 2% населения. Тем не менее регион обеспечивает 11% ВВП.

Тут добывается значительное количество полезных ископаемых, имеющих стратегическую важность для России. Но еще больше этот регион может дать в перспективе: здесь расположены 25% мировых запасов нефти и газа, богатые месторождения золота, ртути, олова, серебра, марганца, хрома, титана. 15% российского вылова рыбы и морепродуктов приходится на Арктику, и в ближайшее время этот показатель будет, по прогнозам, только расти.

Отдельную роль для экономики России играет Северный морской путь (СМП). Сейчас по трассе СМП перевозят товары первой необходимости для городов арктического побережья. Часто единственная альтернатива таким поставкам — дорогие воздушные перевозки. От СМП зависит жизнь 29 регионов России. Меняющийся климат и сокращение льдов увеличивает сроки навигации по СМП и снижает стоимость перевозки. В 2022 году был утвержден план развития СМП до 2035 года. В этом же году объем перевозки грузов по Северному морскому пути составил 34 млн т, это на 2 млн т превысило целевой показатель федерального проекта и на 1 млн т превышает показатели 2021 года. По прогнозам, в ближайшие годы объем перевозок по СМП может вырасти до 80 млн т.

Что касается Антарктиды, то это пока работа на будущее. На южном континенте сосредоточено до 90% мировых запасов пресной воды. Там открыты залежи каменного угля, железной руды, полиметаллических руд, драгоценных и редкоземельных металлов. Общий объем углеводородного сырья, находящегося на шельфе антарктических морей, оценивается специалистами от 35 млрд до 51 млрд т условного топлива. В данный момент разработка полезных ископаемых в этом регионе не ведется, однако в будущем ситуация может измениться.

Наблюдения за климатическими и метеорологическими процессами в Арктике и Антарктике показали, что они являются климатообразующим фактором для всей планеты. Научные наблюдения в этих регионах позволяют давать более точные прогнозы погоды, открывать законы формирования климата и океанских течений, делать длительные предсказания изменения температуры на Земле, таяния льдов.

Южный континент и Арктика покрыты льдами, которые хранят ценнейшую информацию о прошлом Земли, являясь нерукотворным архивом изменений климата и осадков. Исследования подледных озер в Антарктиде позволят пролить свет на формирование жизни на планете, расширить наши знания о возможности жизни существовать в экстремальных условиях.

Арктика. Признаки потепления

В сентябре 2022 года вышла в свой первый рейс первая ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс». Это стало важнейшим событием для изучения региона: программа дрейфующих станций стояла на паузе с 2013 года из-за таяния льдов в Арктике. Размещать станции на льдинах, как это делалось раньше, стало небезопасно.

Новая платформа представляет собой огромное судно с научным комплексом из 17 лабораторий, парком транспортной техники, вертолетной площадкой и всем необходимым для комфорта полярников. Она может вморозиться в льдину и дрейфовать до двух лет.

За прошедший год станция прошла свыше 3200 км, провела более 50 различных исследований и получила массу информации о природной среде Арктики и гидрометеорологических процессах.

Одно из самых интересных наблюдений: исследователи обнаружили линзу (сегмент воды, обладающий повышенной плотностью и другим уровнем солености, который не смешивается с окружающей его водой) из Тихого океана севернее обычного ареала распространения. Вода в линзах обычно теплее, что может говорить о потеплении арктических вод. Еще ученые заметили увеличение скорости дрейфа льда в Арктике. Основное направление — с запада на восток. Это может означать усиление влияния тихоокеанских вод в Центральной Арктике. Все это признаки потепления. Однако сейчас результаты исследований необходимо обработать и проанализировать.

Судно будет дрейфовать, предположительно, еще три-четыре месяца, после чего войдет в свободные ото льда воды и возьмет курс на Мурманск. Следующая экспедиция запланирована на конец лета 2024 года — после прохождения технического обслуживания.

Свои исследования в регионе ведут ученые подведомственного Росгидромету Арктического и Антарктического института вместе с коллегами из Санкт-Петербургского государственного университета, Полярного геофизического института, а также норвежскими специалистами. В результате многолетних наблюдений они определили своеобразные «полюса потепления» — места, где за последние десятилетия температура растет быстрее всего.

Выяснилось, что оперативнее теплеет в северной и восточной частях Баренцева региона. По мнению ученых, полюсами потепления можно считать норвежский остров Карла XII к северо-востоку от архипелага Шпицбергена со среднегодовым повышением температуры на 2,7°C и российский остров Хейса архипелага Земли Франца-Иосифа — плюс 2,2°C за десятилетие. В целом в Арктике только за последние десять лет средние температуры поднялись на 0,75°C — в десяток раз быстрее, чем в любой другой точке мира.

Потепление — очень сложный и неоднозначный процесс для России. С одной стороны, увеличивается время судоходства, растет зона лесов, многие сельхозкультуры можно будет выращивать севернее. С другой стороны, это приводит к вымиранию традиционной флоры и фауны и таянию вечной мерзлоты в Арктическом регионе, что сопровождается массивным выделением метана. Ученым еще предстоит ответить на вопросы о причинах изменения климата, их последствиях и влиянии на регион и экономику. Для этого необходимы дальнейшие исследования.

Антарктида. Жизнь при низких температурах

Сегодня в Антарктиде работают пять постоянных отечественных станций, исследования ведутся с научно-исследовательских судов.

Один из крупнейших проектов последних лет — строительство нового зимовочного комплекса для станции Восток. Уже собраны три из пяти модулей, для этого сюда доставлено более 3 тыс. т строительных грузов. В следующем году комплекс должен быть готов. В нем смогут жить и работать в комфорте 35 ученых. На станции будут проводить научные исследования климата и газового состава атмосферы Земли за последние полтора миллиона лет. Эти исследования станут продолжением начатой ранее научной программы.

Анализ льда и снежных отложений рядом со станцией Восток уже позволили узнать, как менялся климат в Антарктиде за последние 2200 лет. Выяснилось, что вплоть до начала XIX века в районе подледного озера Восток наблюдалось незначительное похолодание и снижение скорости снегонакопления. Но в следующие 200 лет ситуация изменилась — скорость аккумуляции снега начала расти, а темпы роста температуры составили 1,6°C в год.

Большие стройки не снижают интенсивность российских исследований в Антарктиде. Из последних открытий — 18 озер возле станции Русская. Выяснилось, что водоемы выше 85 м над уровнем моря пресные, а ниже — соленые. Большинство озер оказались промерзшими, но в других подо льдом была вода. Низкие температуры не препятствуют жизни. Озера оказались ранее обитаемыми. Из собранных со дна проб ученые Института озероведения РАН смогли выделить гуминовые вещества, которые образуются при разложении животных или растений. А в лабораториях Института эпидемиологии и микробиологии имени Пастера удалось выделить молекулы ДНК. Носителя генетической информации пока только предстоит расшифровать, но это исследование поможет определить, кто смог приспособиться к жизни в таких суровых условиях.

Развивается и арктический флот России. В августе на Адмиралтейских верфях началось строительство крупнейшего научно-исследовательского судна «Иван Фролов». Это судно «пять в одном»: танкер, ледокол, пассажирское, грузовое и научное судно. На нем разместится 20 научных лабораторий, а также вертолетная площадка, которая сможет принимать Ми-8, Ми-38 или Ка-32. «Иван Фролов» сможет доставлять грузы и группы полярников до 170 человек и высаживать экспедицию даже на необорудованный берег или лед.

Развитие инфраструктуры для полярных исследований создает базу для продолжения исследований Южного полюса.

Практика На территории животных
Скачать Содержание
Закрыть