У России в Антарктиде десять научных станций: пять круглогодичных и пять сезонных. «Восток» — единственная из них — находится в центре континента. И строительство нового зимовочного комплекса для нее представляет собой один из сложнейших инженерных проектов, учитывая логистику и климатические условия.
Строительные работы
Это будет комплекс блочно-модульной конструкции. Его общая площадь составит более 3 тыс. кв. м. По размерам — почти пятиэтажный дом. Модули станции изготовлены на российском предприятии в Гатчине в 2020 году. В 2021-м в разобранном виде их погрузили на корабли и отправили в Антарктиду. Вглубь континента их перевозили на санях. Длина маршрута — почти 1500 км, перепады высот на его протяжении составляют до 4 тыс. м, они сравнимы с восхождением на Эльбрус. В связи с этим все сотрудники и строители до отправки на континент прошли высокогорные тренировки.
Строительные сезоны в Антарктиде длятся всего четыре месяца: с ноября по февраль.
В первый сезон были установлены 36 опор. Это своеобразный фундамент. В опоры встроены специально изготовленные домкраты, которые регулируют высоту зданий в зависимости от уровня снежного слоя. Собран модуль гаража для хранения и обслуживания техники, здесь же будет расположена снеготаялка для снабжения станции водой.
Во второй строительный сезон, который завершился в феврале этого года, собрали еще два модуля. Инженерный блок с системой энергообеспечения и жилой блок, состоящий из 15 комфортных помещений, плюс столовая и зона отдыха. Одновременно на станции смогут жить и работать до 35 ученых в сезон и до 15 полярников на зимовке.
У всех модулей зимовочного комплекса внешняя система утепления достигает одного метра. Стены, можно сказать, как в спальник, «заворачивают» в слой специального утеплителя.
Воздушный путь
Для обеспечения работ второго строительного сезона был реализован еще один сложный инфраструктурный проект. Чтобы быстрее доставлять строителей и оборудование, на станции «Прогресс» переоснастили аэродром Зенит для принятия грузовых самолетов (типа Ил-76). Теперь сюда можно добраться всего за 72 часа — это время полета из Санкт-Петербурга через Кейптаун. Для сравнения: морской путь занимает 45 дней. Аэродром может стать площадкой и для международных транспортных авиаперевозок. Рядом находятся научные станции Китая, Индии и Австралии.
Аэродром уже принял первый авиарейс: здесь приземлился Ил-76ВД-90 компании «Волга-Днепр». Перелет был организован южноафриканской компанией ALCI-UAL. Из Кейптауна в Антарктику прибыли 42 пассажира — ученые и полярники из Индии, Китая, России и Южной Африки. А также грузы для российских и индийских станций. Посадку самолета обеспечивали специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).
Рабочий режим
Третий строительный сезон на «Востоке» стартовал в ноябре. 176 строителей уже прибыли в Антарктиду. Они возведут два оставшихся модуля. Это будут вспомогательные помещения для хранения запасов топлива и дубликатов оборудования.
Можно констатировать, что на данный момент комплекс находится в высокой степени готовности; научный и технический персонал может в нем непрерывно жить и работать. Планируется, что уже в этом году шесть сотрудников из Института Арктики и Антарктики и 30 техников останутся там на зимовку, чтобы протестировать все системы в рабочем режиме.
В полную мощь все пять модулей зимовочного комплекса заработают в начале 2025 года.
В конце октября в Антарктиде также начала работу посадочная площадка на станции Новолазаревская. В соответствии с международной корпоративной авиационной программой ДРОМЛАН (DROMLAN, Dronning Maud Land Air Network) в этом сезоне авиационный центр обеспечит прием и посадку 11 международных авиарейсов для доставки и вывоза российских и зарубежных участников сезонных работ в Антарктиду. Использовать возможности аэродрома могут 11 стран — членов программы ДРОМЛАН.
Научные исследования
Исследования на станции «Восток» все это время не прекращались. Так, в прошлом году из глубины более чем 3,5 км ученые подняли керн льда возрастом около 1,2 млн лет. Сейчас его изучают гляциологи, химики, климатологи ААНИИ и Лимнологического института Сибирского отделения РАН.
Главным же объектом исследования для ученых, работающих на станции, остается подледниковое озеро. Взятие его проб десять лет назад стало сенсацией в научном мире. Теперь задача — проникнуть в само озеро. Исследования нетронутого водоема помогут ответить на вопросы о том, как формировался климат Земли много миллионов лет назад. Планируется, что проект по изучению подледникового озера будет длиться не один год.