Инновации , Весь мир ,  
0 

Дорога на «Восток»: как идет строительство зимовочного комплекса станции

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
В Антарктиде стартовала 69-я сезонная российская экспедиция. В ней примут участие более 650 ученых, технического персонала и строителей нового зимовочного комплекса станции «Восток».

У России в Антарктиде десять научных станций: пять круглогодичных и пять сезонных. «Восток» — единственная из них — находится в центре континента. И строительство нового зимовочного комплекса для нее представляет собой один из сложнейших инженерных проектов, учитывая логистику и климатические условия.

Строительные работы

Это будет комплекс блочно-модульной конструкции. Его общая площадь составит более 3 тыс. кв. м. По размерам — почти пятиэтажный дом. Модули станции изготовлены на российском предприятии в Гатчине в 2020 году. В 2021-м в разобранном виде их погрузили на корабли и отправили в Антарктиду. Вглубь континента их перевозили на санях. Длина маршрута — почти 1500 км, перепады высот на его протяжении составляют до 4 тыс. м, они сравнимы с восхождением на Эльбрус. В связи с этим все сотрудники и строители до отправки на континент прошли высокогорные тренировки.

Строительные сезоны в Антарктиде длятся всего четыре месяца: с ноября по февраль.

В первый сезон были установлены 36 опор. Это своеобразный фундамент. В опоры встроены специально изготовленные домкраты, которые регулируют высоту зданий в зависимости от уровня снежного слоя. Собран модуль гаража для хранения и обслуживания техники, здесь же будет расположена снеготаялка для снабжения станции водой.

Во второй строительный сезон, который завершился в феврале этого года, собрали еще два модуля. Инженерный блок с системой энергообеспечения и жилой блок, состоящий из 15 комфортных помещений, плюс столовая и зона отдыха. Одновременно на станции смогут жить и работать до 35 ученых в сезон и до 15 полярников на зимовке.

У всех модулей зимовочного комплекса внешняя система утепления достигает одного метра. Стены, можно сказать, как в спальник, «заворачивают» в слой специального утеплителя.

Воздушный путь

Для обеспечения работ второго строительного сезона был реализован еще один сложный инфраструктурный проект. Чтобы быстрее доставлять строителей и оборудование, на станции «Прогресс» переоснастили аэродром Зенит для принятия грузовых самолетов (типа Ил-76). Теперь сюда можно добраться всего за 72 часа — это время полета из Санкт-Петербурга через Кейптаун. Для сравнения: морской путь занимает 45 дней. Аэродром может стать площадкой и для международных транспортных авиаперевозок. Рядом находятся научные станции Китая, Индии и Австралии.

Аэродром уже принял первый авиарейс: здесь приземлился Ил-76ВД-90 компании «Волга-Днепр». Перелет был организован южноафриканской компанией ALCI-UAL. Из Кейптауна в Антарктику прибыли 42 пассажира — ученые и полярники из Индии, Китая, России и Южной Африки. А также грузы для российских и индийских станций. Посадку самолета обеспечивали специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

Рабочий режим

Третий строительный сезон на «Востоке» стартовал в ноябре. 176 строителей уже прибыли в Антарктиду. Они возведут два оставшихся модуля. Это будут вспомогательные помещения для хранения запасов топлива и дубликатов оборудования.

Можно констатировать, что на данный момент комплекс находится в высокой степени готовности; научный и технический персонал может в нем непрерывно жить и работать. Планируется, что уже в этом году шесть сотрудников из Института Арктики и Антарктики и 30 техников останутся там на зимовку, чтобы протестировать все системы в рабочем режиме.

В полную мощь все пять модулей зимовочного комплекса заработают в начале 2025 года.

В конце октября в Антарктиде также начала работу посадочная площадка на станции Новолазаревская. В соответствии с международной корпоративной авиационной программой ДРОМЛАН (DROMLAN, Dronning Maud Land Air Network) в этом сезоне авиационный центр обеспечит прием и посадку 11 международных авиарейсов для доставки и вывоза российских и зарубежных участников сезонных работ в Антарктиду. Использовать возможности аэродрома могут 11 стран — членов программы ДРОМЛАН.

Научные исследования

Исследования на станции «Восток» все это время не прекращались. Так, в прошлом году из глубины более чем 3,5 км ученые подняли керн льда возрастом около 1,2 млн лет. Сейчас его изучают гляциологи, химики, климатологи ААНИИ и Лимнологического института Сибирского отделения РАН.

Главным же объектом исследования для ученых, работающих на станции, остается подледниковое озеро. Взятие его проб десять лет назад стало сенсацией в научном мире. Теперь задача — проникнуть в само озеро. Исследования нетронутого водоема помогут ответить на вопросы о том, как формировался климат Земли много миллионов лет назад. Планируется, что проект по изучению подледникового озера будет длиться не один год.

Инструменты Как меняется контроль за состоянием окружающей среды
Скачать Содержание
Закрыть