Инструменты , Весь мир ,  
0 

Как меняется контроль за состоянием окружающей среды

Фото: Антон Денисов/РИА Новости
Фото: Антон Денисов/РИА Новости
Эффективный экомониторинг — одна из неотъемлемых составляющих управления качеством окружающей среды и прогнозирования ее изменений. Сегодня в процессы измерения и снижения выбросов вовлечен и бизнес.

Ужесточение экологических требований влечет и изменение подходов к контролю за хозяйственной деятельностью, и ее влияние на природные объекты и воздух. Летом этого года президент РФ подписал закон о создании единой информационной системы мониторинга окружающей среды: на одной платформе будет собрана информация по 15 существующим и одному перспективному виду наблюдений, в том числе о состоянии атмосферного воздуха, водных объектов, земель и лесов.

Единая система экомониторинга позволит перейти от ручного сбора и обработки неструктурированных данных к эффективному управлению качеством окружающей среды и прогнозированию ее изменений, а также оперативно получать информацию об источниках загрязнения, выявлять и фиксировать нарушения.

Платформа государственного экологического контроля и надзора охватит все 89 регионов и будет включать цифровые экологические профили по меньшей мере 470 тыс. предприятий.

Системный подход

Одновременно с созданием единой цифровой платформы экомониторинга идет модернизация наблюдательной сети Росгидромета, а также развитие мониторинговых постов промышленных предприятий. В частности, в период с 2019 по 2022 год, по данным Минприроды РФ, Росгидромет модернизировал 63 поста наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в 12 городах — участниках федерального проекта «Чистый воздух».

Проект реализуется с 2019 года в крупнейших промышленных центрах, таких как Омск, Красноярск, Магнитогорск, Челябинск, Чита, Новокузнецк, Норильск. К 2024–2026 годам в этих населенных пунктах уровень выбросов опасных загрязняющих веществ должен быть снижен не менее чем на 20% за счет модернизации промышленных предприятий и коммунальной и транспортной инфраструктуры. С сентября 2023 года к эксперименту по квотированию присоединились еще 29 городов, преимущественно из Сибири и Дальнего Востока. Задача федерального проекта — снизить уровень выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в два раза к 2030 году.

Росгидромет ведет наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв, а также радиационной обстановкой. «Росгидрометом фиксируется превышение допустимых уровней загрязнения, эта информация открыта. В случае введения ЧС федерального или регионального значения проводится усиленный режим мониторинга», — отметили в ведомстве.

Кроме того, последние четыре года ведется работа по обновлению материально-технической базы всех лабораторий Росприроднадзора. Речь о 92 лабораториях по всей стране. Оснащенные в том числе высокотехнологичным оборудованием, эти испытательные центры позволяют проводить точный анализ сложных многокомпонентных загрязняющих веществ, отмечают в Росприроднадзоре. За последние четыре года, в частности, введено в эксплуатацию более 6 тыс. единиц нового лабораторного оборудования, говорят в пресс-службе ведомства: «Наличие такой базы позволяет учреждениям активно участвовать в реализации основных федеральных экологических проектов, таких как «Генеральная уборка», «Чистая страна», «Чистый воздух».

Существующий механизм взаимодействия между Росприроднадзором, его территориальными органами и подведомственными испытательными лабораториями позволяет эффективно предотвращать и выявлять нарушения со стороны природопользователей, привлекать их к ответственности.

Одновременно с этим проводимая в регионах автоматизация стационарных постов мониторинга повышает скорость и эффективность выявления потенциальных источников сверхнормативных выбросов и ускоряет процессы реагирования, отмечают в Минприроды.

«Автоматизированные посты обеспечивают непрерывное автоматическое измерение, сбор, обработку, регистрацию и передачу на сервер ведомства результатов измерений концентраций 21 контролируемого вещества», — говорит руководитель Центра экологического мониторинга и оперативного реагирования Минприроды Омской области Любовь Савельева. По ее словам, большинство постов в регионе (12 из 13) работают в автоматическом режиме. Тогда как еще пять лет назад лишь два из десяти имевшихся тогда постов были автоматизированы. И в 2024 году планируется их увеличение. Кроме того, над оперативным контролем качества атмосферного воздуха в регионе работает передвижная экологическая лаборатория, оборудованная современными газоанализаторами, газовым хроматографом и анализатором пыли. Лаборатория также в режиме реального времени передает информацию о загрязнении атмосферного воздуха в надзорные органы и позволяет оперативно реагировать на нарушения.

Оцифровка воздуха

Автоматизированные системы мониторинга качества атмосферного воздуха развивают и крупные промышленные предприятия. В Росприроднадзоре напоминают, что в настоящее время оснащение системами автоматического контроля выбросов (САКВ) и установка средств измерения непосредственно на стационарных источниках выбросов ведется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I категории по всей стране, а также на квотируемых объектах I и II категорий в рамках федерального проекта «Чистый воздух».

Например, АО «Газпром-нефть-ОНПЗ» в Омской области пилотирует систему автоматизированного экомониторинга производственных объектов предприятия: с 2022 года сбор и анализ данных с производственных установок, различных информационных и производственных систем ведется в онлайн-режиме. До конца 2024 года технологию масштабируют на все основные производственные установки предприятия.

«Система станет поставщиком информации в комплексную систему экологического мониторинга, что позволит обеспечить апробацию оптимальных технологических решений по передаче данных о состоянии воздуха в онлайн-режиме», — подчеркивают эксперты АО «Газпромнефть-ОНПЗ». На магнитогорском предприятии ПАО «ММК» система отслеживает состояние атмосферного воздуха в городе благодаря сети из двух стационарных и двух маршрутных постов мониторинга: датчики анализируют данные по шести ключевым веществам, а полученный состав выбросов публикуется в открытом доступе на сайте компании. «Передача информации происходит в онлайн-режиме, что позволяет повысить эффективность реагирования при обнаружении отклонений от нормы», — отмечают кураторы проекта «Чистый воздух».

В результате внедрения высокотехнологичной мобильной системы на предприятии АО «Евраз» скорость оценки качества воздуха сократилась с нескольких часов до пары минут. Новая техника оснащена автоматической системой сбора и обработки информации по 12 показателям загрязняющих веществ в воздухе.

Количество природопользователей, подключивших свои системы автоматического контроля выбросов к информационной системе Росприроднадзора, постоянно увеличивается, отмечают в ведомстве, поскольку сроки оснащения такими системами, в частности для участников проекта «Чистый воздух», сжатые — до начала 2026 года. В этом году принят ФЗ № 177, согласно которому источники выбросов на квотируемых объектах должны быть оснащены средствами автоматического контроля показателей выбросов.

«Предприятия первых 12 городов — участников федерального проекта «Чистый воздух» должны быть укомплектованы САКВ не позднее конца 2025 года, в новых 29 городах, которые входят в проект с осени этого года, — не позднее 2,5 года с момента утверждения перечня квотируемых объектов», — отмечает заместитель руководителя проектного офиса федерального проекта «Чистый воздух» Елена Бадулина.

Внедрение САКВ на производствах позволит получать полную и объективную информацию об объеме и составе производимых выбросов, а также о достаточности и эффективности проводимых мероприятий по их снижению.

Именно в городах — участниках проекта «Чистый воздух» с начала 2020 года проводится эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ. «Перед крупными компаниями этих пилотных городов поставлена задача по сокращению вредных выбросов в соответствии с доведенными госрегулятором квотами», — отмечает руководитель научно-методического центра экологического моделирования, прогнозирования и оценок ФГБУ «ВНИИ Экология» Михаил Оводков. Для этого непрерывно ведется мониторинг и контроль за состоянием воздуха как с использованием стационарных постов, так и передвижных лабораторий.

Аккумулируемые данные, по его словам, позволяют в том числе прогнозировать риски загрязнения, оценивать достигнутый и запланированный экологический эффект от реализации воздухоохранных мероприятий. «Итог — модернизация или закрытие старых производств, реконструкция достаточно новых, экологизация транспорта и частного сектора», — говорит эксперт.

Совместно с компаниями ВНИИ (Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды) «Экология» с применением методов моделирования на основе сводных расчетов выявляет проблемные участки производства в части влияния на воздушный бассейн, проводит экспертизу проектов размещения новых производственных мощностей.

«Компании таким образом получают возможность выбрать оптимальную стратегию экологического развития и мониторинга реализации мероприятий, устранить риски недостижения квот и, самое главное, получить объективную оценку влияния своих выбросов на территории присутствия», — говорит Михаил Оводков. Например, совместно с «Евразом» удалось уточнить вклад диоксида азота, производимого маневровыми тепловозами на площадке в Нижнем Тагиле, в загрязнение атмосферы в контрольных точках жилых зон.

Стимулы для бизнеса

Раньше, отмечают в Росприроднадзоре, российские компании фокусировались на модернизации только ключевых активов для решения экологических проблем и не уделяли внимание периферийным объектам, которые не ремонтировались с советских времен. Последствием такого избирательного подхода, в частности, стал разлив дизельного топлива в Арктике в 2020 году, приводят пример в Росприроднадзоре.

В настоящее время, утверждают в ведомстве, в области охраны окружающей среды сложился симбиоз из административных и финансовых стимулов для побуждения природопользователей к переходу на НДТ (наилучшие доступные технологии — определение из Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Осуществляется и комплексная поддержка экологических инициатив, комментируют в Минприроды РФ. Так, меры поддержки юрлиц, реализующих мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оказываются в рамках проекта «Чистый воздух». В Фонде развития промышленности на проекты, направленные на снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, строительство и реконструкцию систем очистки выбросов, предусмотрено льготное заемное финансирование — под 1–3%.

Кроме того, правительством России утвержден механизм субсидирования российских кредитных организаций и госкорпораций ВЭБ.РФ на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для выполнения мероприятий по снижению выбросов опасных загрязняющих веществ. В частности, предприятия топливно-энергетического комплекса в городах — участниках проекта «Чистый воздух» смогут получить льготные кредиты под ставку не более 3% годовых, а разница будет субсидироваться государством до конца 2024 года.

Инновации На твердой почве: создается система мониторинга многолетней мерзлоты
Скачать Содержание
Закрыть