— Насколько отечественные компании в части обеспечения своих бизнес-процессов сейчас зависят от иностранных IТ-продуктов?
— На сегодняшний день зависимость сокращается, но надо понимать, что полностью мы от нее не уйдем: в мире IT это невозможно и не нужно. Интеграция российских решений с IT-системами иностранных филиалов и штаб-квартир тоже востребована: так, бухгалтерский стандарт ФСБУ 27 и нашумевший закон 152-ФЗ о персональных данных требуют хранения информации на серверах внутри страны, что ставит перед международными компаниями задачу по организации бесперебойного обмена информацией с копиями баз за рубежом.
События последних лет стимулировали компании формировать пул сервисов для обеспечения устойчивой работы при любом изменении внешних обстоятельств.
— Каковы уровень и перспективы импортозамещения в этой сфере?
— По инерции заказчики пытаются как можно точнее повторить то, что было реализовано ранее. На самом деле можно добавить новые требования к функционалу и получить во многом более удобный инструмент, например интегрированный с «Госуслугами», сайтом налоговой инспекции и другими сервисами.
Новые разработки появляются довольно оперативно, в том числе компании начинают тиражировать ПО, созданное для себя, под специфику своей индустрии. Так, когда ушли иностранные решения для автоматизации деятельности консалтинговых компаний, мы выпустили собственный продукт Bellerage Project для ведения биллинга, учета проектов, задач и финансовых результатов.
— Какую часть работы компании стараются реализовывать собственными силами, а обеспечение каких процессов отдают на аутсорсинг?
— Собственные силы лучше сосредоточить на процессах, которые приносят прибыль. При этом совершенно не обязательно все делать вручную: рутину нужно автоматизировать, тогда у сотрудников появляется время на решение творческих задач и сохраняется мотивация к развитию и росту.
Поддерживающие, затратные процессы — такие как расчет зарплат, бухучет, налоговая отчетность и, собственно, внедрение систем — проще отдать на аутсорсинг, потому что провайдеры научились делать это более эффективно. Аутсорсинг обойдется на 25–40% дешевле, чем собственный штат, при этом обеспечит доступ к компетенциям высокого уровня, гибкость и масштабируемость.
К слову, прогрессивная законодательная база позволяет реализовать автоматизацию практически любого бизнес-процесса, и в некоторых сферах Россия уже вышла на опережающее развитие, как в случае с кадровым электронным документооборотом.
— Что дает бизнесу переход на кадровый электронный документооборот и какие отечественные разработки удобны для внедрения?
— В ноябре 2021 года закон о КЭДО дал старт развитию целой отрасли: сейчас на рынке доступно около ста различных решений для замены кропотливой бумажной работы на быстрое, прозрачное и малозатратное онлайн-взаимодействие.
Внедрение КЭДО, как и других IT-систем, зачастую требует донастройки бизнес-процессов, подготовки или адаптации документов, обучения команд, и мы готовы решать эту задачу комплексно, привлекая коллег из юридической, финансовой, HR-практик и задействуя нашу инфраструктуру и руководителей IT-проектов.
Карту замены ПО полезно выстраивать как минимум на десять лет, поэтому стратегически важно переходить на отечественные решения с экспортным потенциалом. Те, кто этого не сделает, спустя некоторое время могут столкнуться с тем, что российский рынок ограничен, ресурсы на развитие системы иссякли, она перестала обновляться и сдулась.