Инструменты , Весь мир ,  
0 

Контракт и досуг: какой экономический эффект дают промышленные выставки

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Экономические форумы и выставки становятся главными площадками для формирования деловых связей. Однако развитию делового туризма мешает нехватка инфраструктуры, прежде всего вблизи перспективных восточных рынков.

Деловой туризм, деятельность в событийной сфере и выставочная индустрия вносят совокупный вклад в российский ВВП в размере 2%, согласно материалам Международного форума выставочной индустрии «5pEXPO», прошедшего в 2023 году.

По словам президента Российского союза выставок и ярмарок, генерального директора компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергея Воронкова, в 2023 году в России прошли 1,5 тыс. промышленных выставок, на которых было проведено 55 млн встреч и переговоров и заключены контракты на сумму, превышающую 17 трлн руб., а это почти 10% ВВП страны. В результате, отмечает эксперт, выставки стали одним из драйверов экономического роста России.

Площадки для бизнеса

В 2024 году эти показатели могут стать еще выше, прогнозирует Сергей Воронков: к примеру, ключевое событие года в отрасли — Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ)  — поставило абсолютный рекорд по сумме заключенных сделок: подписано более тысячи соглашений на 6,4 трлн руб. Конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» ежегодно посещают 1,5 млн человек, выставку «Россия» на ВДНХ посетили 18 млн, а общая выручка в конгрессно-выставочной отрасли составляет порядка 200 млрд руб., показывая ежегодный прирост с 2020 года, отмечает эксперт.

Генеральный директор АО «Экспоцентр», председатель комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Максим Фатеев отмечает, что выставочная отрасль существенно пострадала из-за пандемии COVID-19, а затем и из-за санкционного давления, однако сейчас налицо устойчивая тенденция к восстановлению рынка.

«В 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции в мире убытки понес 51% выставочных компаний, в России — 63%. Сегодня выставочный рынок демонстрирует не менее 15–20% ежегодного роста. Он уже близок к показателям 2019 года и продолжает расти. Опросы экспертов в сфере конгрессно-выставочной деятельности говорят о восстановлении индустрии и в глобальном масштабе. В 2024 году отрасль ожидает роста выручки на 15% по отношению к 2019 году», — пояснил эксперт. Одним из наиболее заметных трендов в стране, по его словам, стало замещение ушедших с российского рынка западных компаний другими участниками — из российских регионов и стран СНГ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Российскому бизнесу удалось переориентироваться на те рынки и государства, которые открыты к сотрудничеству, уверен Максим Фатеев.

В результате глобальных потрясений конгрессно-выставочная сфера обрела новые смыслы и стала системообразующей для государства, добавляет Сергей Воронков.

«Из обслуживающей и сервисной индустрии она трансформировалась в самостоятельную отрасль. Конгрессы, выставки, форумы в новой реальности стали единственным эффективным инструментом пересборки экономических связей, драйвером роста. На этих фабриках живого общения создается пространство доверия. Миллионы контактов перерастают в сотни тысяч контрактов, а те, в свою очередь, — в стратегическую продукцию промышленных предприятий, критические и сквозные технологии, импортозамещенные компоненты, важнейшие инфраструктурные проекты», — говорит эксперт.

Приоритетом в развитии рынка стало расширение участия в отраслевых выставках отечественных компаний. В частности, в «Экспоцентре» утверждают, что выстроили адресную работу с российскими регионами с учетом их отраслевой специфики, и приглашают предприятия к участию в конкретных проектах по развитию производств и сбыта продукции. В итоге участие российских компаний в профильных выставках постоянно растет — от 30 до 60% по разным проектам. Максим Фатеев отмечает, что наибольшей популярностью пользуются отраслевые выставки по таким направлениям, как пищевая промышленность и агропромышленный комплекс, машиностроение, энергетика, медицина и здравоохранение, информационные технологии.

«Множество мероприятий перешли на гибридные форматы, сочетающие офлайн— и онлайн-участие. Также мы наблюдаем значительное увеличение числа узкоспециализированных мероприятий, что позволяет привлекать более качественную посетительскую аудиторию и концентрироваться на конкретных профессиональных потребностях», — объясняет эксперт. По его словам, имиджевая составляющая для участников выставок сегодня отходит на второй план, уступая место достижению конкретных бизнес-целей. «Выставки и сопутствующие им мероприятия деловых программ стали незаменимы, особенно для коммерциализации инновационных разработок и внедрения их в производство», — подчеркивает эксперт.

Двигатель туризма

По данным АТОР, в 2023 году общий объем рынка делового туризма в России также достиг уровня допандемийного 2019-го, а его оборот составил 500–600 млрд руб. На пресс-брифинге АТОР в январе этого года вице-президент ассоциации Александр Курносов спрогнозировал продолжение роста и по итогам текущего года — на 5–7%. Причины восстановления этого сегмента рынка, по его словам, рост производства в России и развитие новых логистических связей в последние два года. В Союзе агентств делового туризма оценивают показатели рынка еще выше: в 2023-м — 827 млрд руб., это на 30% больше, чем в аналогичном периоде 2022-го. А по итогам 2024 года, предполагают в союзе, оборот сегмента и вовсе превысит 1 трлн руб.

Основную долю делового турпотока в прошлом году, подсчитали в АТОР, как и ранее, составляли россияне (около 93%), при этом около 80% иностранцев приезжали в Россию именно с деловыми целями. Доходность въездного бизнес-туризма стала выше в том числе из-за ухода из России иностранных сервисов онлайн-бронирования путешествий, отмечают в ассоциации.

«Деловой туризм генерирует свыше 40% доходов всей туриндустрии, обеспечивает загрузку туристической инфраструктуры все восемь месяцев низкого сезона, привлекает представителей элиты и за счет этого повышает инвестиционную привлекательность России. А 80% деловых туристов — как раз участники конгрессно-выставочных мероприятий», — говорит Сергей Воронков.

В частности, по словам эксперта, в Санкт-Петербурге деловой туризм — самое быстрорастущее направление отрасли и единственный ее вид, который в 2023 году смог превзойти показатели докризисного 2019-го. «Вся туристическая отрасль города за это время выросла на 16%, а деловой туризм в тот же период — на 24%. Город принял 1,2 млн деловых туристов, и это далеко не предел: туристическая инфраструктура позволяет размещать 8–10 млн человек. Как минимум 50% должны приходиться на деловой поток, сейчас это только 20%. Для этого нужно проводить еще больше конгрессно-выставочных мероприятий», — говорит эксперт. Основным сектором туристической отрасли деловые поездки стали, по его словам, и в Нижегородской области.

На съезде РСПП Владимир Путин отмечал, что конгрессы и выставки — основа делового туризма, крайне важного для крупных городов. По мнению Сергея Воронкова, извлечь максимальную прибыль от визита туриста, а также стимулировать его к повторным поездкам позволяет bleisure-туризм: объединение деловой повестки с досугом. Деловой турист, который подписал, например, на Петербургском международном газовом форуме выгодный контракт, а затем сходил в Эрмитаж и Мариинский театр и вкусно поужинал в ресторане на Невском проспекте, обязательно вернется в город — и уже с семьей, приводит пример эксперт, отмечая, что в России количество поездок, которые можно отнести к концепции bleisure-туризма, ежегодно растет минимум на 30%.

В международном сегменте делового туризма при этом по-прежнему играют роль внешние ограничения. Россия переориентировалась на дружественные страны Азии, Африки, Латинской Америки. Там проживает 7 млрд человек, но платежеспособная аудитория для туристических поездок, по словам Сергея Воронкова, — 1% населения, это деловая, научная, политическая и культурная элита. «Наша задача привезти в Россию, например, врачей-кардиологов, руководителей агропромышленных корпораций, функционеров в энергетической сфере из этих стран. Для этого нужно организовать и провести на высоком уровне конгресс кардиологов, агропромышленный форум или энергетический конгресс», — говорит эксперт.

Показателен и вектор движения в обратном направлении: АТОР сообщает, что российские деловые туристы в 2023 году стали на 25–30% чаще ездить в командировки за границу. В свою очередь, по данным исследования компании «Аэроклуб», представители российского бизнеса в первые три месяца 2024 года на 15% чаще отправлялись в командировки за рубеж, чем в аналогичный период прошлого года.

Чаще всего, по данным компании, в первом квартале 2024-го российские бизнесмены посещали Китай. Доля деловых перелетов в эту страну выросла с 3% в первом квартале 2023 года до 12% в соответствующем периоде 2024-го, а их количество увеличилось более чем в четыре раза. Казахстан по востребованности у деловых путешественников оказался на втором месте, спрос на это направление вырос на 18%. Эксперты «Аэроклуба» отметили падение интереса к командировкам в Турцию, к прошлому году спрос на авиабилеты в эту страну сократился на 13%. На треть реже стали летать российские бизнес-туристы и в Сербию. ОАЭ, наоборот, продолжают привлекать российский бизнес. Покупки авиабилетов в экономический центр Ближнего Востока превзошли показатели допандемийного 2019 года на 176%, а в сравнении с прошлым годом выросли на 12%.

«Популярность китайского направления обусловлена формированием новых цепочек поставок среди компаний производственного и торгового сектора, — говорит управляющий директор компании «Аэроклуб» Юлия Липатова. — В свою очередь, ОАЭ и страны Средней Азии ощущают на себе своего рода экспансию русского бизнеса: многие компании открывают офисы на этих рынках как для развития бизнеса и привлечения новых инвестиций, так и для облегчения процесса международных взаиморасчетов. В целом мы наблюдаем устойчивый тренд движения бизнес-туристов «на Восток». Исключение составляют Турция и Сербия, которые стали транспортными хабами для посещения стран Шенгенского соглашения».

Проблемы и перспективы индустрии выставок

В сентябре 2023 года распоряжением правительства РФ утверждена Стратегия развития конгрессно-выставочной отрасли на период до 2030 года. До конца 2024 года должна быть принята «дорожная карта» развития индустрии на среднесрочную перспективу, предусматривающая ее комплексное развитие. По словам Максима Фатеева, стратегией определены в том числе условия трансформации отрасли, к которым относятся развитие технологий больших данных и искусственного интеллекта, интерактивных технологий, гибридных форм проведения мероприятий, а также создание приложений для навигации.

Между тем на первый план, сходятся во мнении эксперты, выходит необходимость обеспечения отрасли достаточным числом площадок. По данным Национального конгресс-бюро, общее количество компаний event-индустрии и связанных с ними компаний в Российской Федерации составляет более 7 тыс., а одно рабочее место в отрасли создает пять-шесть рабочих мест в смежных отраслях. Однако, несмотря на то что формально Россия сейчас занимает восьмое место в мире по объему выставочных площадей, ее доля рынка в мировом масштабе не превышает 3%, говорит Максим Фатеев. Для сравнения: в США этот показатель достигает 20%, в Китае — 15%, в Германии — 10%. «По количеству выставочных площадок объемом более 5 тыс. кв. м мы, к сожалению, уступаем и Голландии, и Мексике», — комментирует эксперт.

Одним из тормозящих факторов в развитии отрасли, по словам Максима Фатеева, является неразвитость территориальной инфраструктуры, которая во многих регионах сильно изношена и не справляется с решением задач, что становится препятствием для привлечения крупных мероприятий в регионы.

С коллегой согласен Сергей Воронков. По его словам, соответствующей инфраструктурой обеспечены только 24 региона РФ. «Основной деловой турпоток идет в Москву и Петербург, а в регионы деловой турист едет на событие, которое отвечает ключевой компетенции территории, — подчеркивает Воронков. — Так, на юге страны хорошо развито сельское хозяйство, поэтому в Краснодаре пользуются популярностью агропромышленные выставки. Урал — промышленная столица России, поэтому в Екатеринбурге проходит одна из ключевых промышленных выставок страны «Иннопром». Но потенциал регионов реализован недостаточно. Например, в Калининградской области можно было бы проводить янтарный форум. В том же Калининграде, Архангельске и Владивостоке — мероприятия по судостроительной и морской тематике. Все упирается в нехватку специализированной инфраструктуры». По словам эксперта, этот дефицит особенно остро ощущается в пограничных регионах Урала, Сибири, Дальнего Востока, хотя именно там логично выстраивать деловое общение с новыми партнерами из Центральной и Юго-Восточной Азии.

Компетенция «Очевидно, что будущее за рециклингом упаковки»
Материалы выпуска
Практика Какие механизмы стимулируют импортозамещение
Компетенция «Ключевую роль играет внедрение передовых технологий»
Компетенция «Полимерная отрасль строит будущее на внутренних ресурсах»
От первого лица «Уже и китайские бренды заменяются отечественными»
От первого лица «Карту замены ПО полезно выстраивать как минимум на десять лет»
От первого лица «Лучшее решение — блокировка сайтов с незарегистрированными БАДами»
От первого лица «В мире произошел переход от лечебных практик к профилактическим»
От первого лица «Самый популярный запрос — перевод денег из России»
Инструменты Контракт и досуг: какой экономический эффект дают промышленные выставки
Компетенция «Очевидно, что будущее за рециклингом упаковки»
Компетенция «Выставки способствуют выстраиванию межотраслевых связей»
Скачать Содержание
Закрыть