Робот-2020
Материалы выпуска
Китай не грузится Рынок Как крупнейший в России производитель коммерческой техники переживает кризис Решения Евростандарт для России Решения Рабочий класс Женевы Решения Робот-2020 Инновации Город чужих огней Рынок С калькулятором в руках: фургон Vito в базовой комплектации – уже Mercedes Решения Грузовой автопарк в цифрах Рынок
Инновации
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Робот-2020

Новая эра грузоперевозок начнется в 2020 году. Через пять лет на дороги должен выехать полностью автономный «КамАЗ». Никакой бессонницы, аварий и остановок на ночь: вместо водителя за всем уследит электроника. Роль человека сведется к наблюдению и контролю за исправностью систем – по сути, дальнобойщики превратятся в операторов «умной» электроники.
Проект КамАЗа и Cognitive Technologies – не первая российская разработка в сфере создания автопилотов (Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости)

Проект робота-грузовика выглядит неоднозначным только на первый взгляд. Собственные системы автономного управления уже разрабатывают ведущие мировые корпорации от Honda и BMW до Google. Последний в конце прошлого года представил работающий прототип автономного автомобиля. Внедрение автоматических алгоритмов в грузовой транспорт – вопрос времени. Похоже, время решили ускорить в Набережных Челнах.

Проект создания грузовика, который сможет самостоятельно разгоняться, тормозить, совершать перестроения и реагировать на внештатные ситуации на дороге, запустили в феврале 2015 года. Вместе с КамАЗом, который отвечает за ездовой компонент будущего робота, к работе подключилась московская IT-компания Cognitive Technologies. На разработку первого образца фирма получит 300 млн руб. из федерального бюджета – субсидию предоставит Министерство образования и науки в рамках специальной целевой программы.

Помимо государственных средств партнеры активно вкладывают и свои. За пять лет исследований и разработок Cognitive Technologies потратила уже около $15 млн собственных средств, а завод из Татарстана инвестирует в проект 90 млн руб. После того как будет готов работающий концепт, разработчики рассчитывают получить еще 12 млрд руб. на организацию конвейерной линии и полноценный запуск производства в серию. Субсидии будут рассчитаны на пять лет: по замыслу Министерства образования и науки, «КамАЗ» с новейшим электронным оборудованием, включая системы автономного управления, должен поступить в свободную продажу в 2020 году. Вместе с государственным финансированием президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова намерена привлечь частных инвесторов.

Сам автопилот представляет собой полную противоположность роботизированному автомобилю от Google.

В компьютер американского прототипа загружены полные данные об окружающей обстановке, включая все светофоры, пешеходные переходы, повороты и прочие объекты на пути следования: машина просто считывает метки, чем-то напоминающие штрих-код, после чего тормозит или разгоняется в соответствии с полученной информацией. Автопилот от КамАЗа будет действовать по другому принципу: в грузовик встроят множество видеокамер, которые будут непрерывно снимать все происходящее, связывая сигнал с органами управления тягачом. В Cognitive Technologies такую систему называют пассивной – в противовес активному методу Google.

Главным козырем российского проекта может стать его неприхотливость. Автономный грузовик не потребует идеально ровного дорожного покрытия и разметки – робот обещают адаптировать к неожиданностям, будь то внезапно выбежавшая корова, сужение полосы или резко закончившаяся дорога.

«Время, отведенное для обнаружения опасности и реакции на нее, составит не более трех десятых секунды, – отметил представитель Cognitive Technologies. – Также предусматривается возможность обнаружения на дороге практически любых препятствий, включая собак, что качественно выделяет российское решение от существующих сегодня зарубежных аналогов. Кроме того, система будет способна детектировать и распознавать дорожные знаки, участников движения независимо от ракурса, частичного заслонения и направления движения, а также сигналы светофора».

Параллельно с россиянами похожие проекты запустили в Германии и Швеции. Mercedes-Benz намеревается выпустить автономный грузовик к 2025 году. Volvo нацелилась на 2020-й: по замыслу шведов, первым этапом на пути внедрения автопилота станет способность тягачей вставать в организованную колонну и вместе двигаться по указке предводителя. В этом случае настоящим водителем останется только пилот лидирующего грузовика – все остальные поедут за ним на «электронном тросе», в точности повторяя маневры.

Еще одно важное отличие российской концепции – способность челнинского грузовика заезжать в узкие карманы и самостоятельно парковаться. Если Mercedes-Benz и Volvo открыто предупреждают, что на узких дорогах и в населенных пунктах водителю придется возвращаться за руль, то роботизированному «КамАЗу» помощь человека не потребуется – в Cognitive Technologies рассчитывают обучить грузовик безопасным маневрам в ограниченных пространствах.

Использовать автономный «КамАЗ» прямо сейчас, если бы он был готов, все равно не получилось бы: российское законодательство просто не предусматривает возможности появления самоходных транспортных средств. «Пока все имеющиеся проекты являются сугубо внутренними, – рассказал корреспонденту РБК представитель КамАЗа Олег Афанасьев. – Для того чтобы наладить массовое производство и эксплуатацию автопилотов, нужно принять пакет законодательных мер, включая изменения

в Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях, а также четко разграничить зоны ответственности в вопросах использования беспилотного транспорта».

До тех пор пока законы не догонят реальность, использовать автономный грузовик можно будет только на закрытых ведомственных территориях. Например, для обработки полей, добычи полезных ископаемых или перевозок грузов между объектами внутри организации. «Министерство сельского хозяйства может использовать автопилоты не только на грузовиках, но и на спецтехнике, которая будет работать в полях без водителя, – объяснила Ускова. – Есть интерес со стороны нефтегазовой отрасли. Еще одна перспективная тема – летательные аппараты. Не исключается и оборонный заказ».

Проект КамАЗа и Cognitive Technologies – не первая российская разработка в сфере создания автопилотов. В 2012 году компания RoboCV получила 5-миллионный грант на проектирование многофункционального автопилота, который можно было бы поставить на любой движущийся объект: от складской тележки до космических летательных аппаратов. Применение технологиям RoboCV нашлось на складе завода Samsung в Калужской области, где с осени 2013 года работают шесть беспилотных погрузчиков.

В планах компании – создание автопилота для автомобиля, который обещают представить в ближайшие годы.

Намного дальше продвинулся институт НАМИ, превративший обычную Lada Kalina в самодостаточного робота. Машиной можно управлять удаленно с помощью джойстика. Автономная «Калина» может разгоняться до 20 км/ч, распознавать препятствия и пешеходов. Еще один готовый прототип – грузовая «Газель» от конструкторского бюро «Аврора», известного своими экспериментами по созданию управляемых роботов. С «Газелью» инженеры работали два года – на выходе получилась машина с множеством датчиков и вращающихся камер, которые распознают деревья, людей и преграды. КамАЗ намерен через пять лет выпустить полностью автономный грузовик.