Грузовой автопарк в цифрах
Материалы выпуска
Китай не грузится Рынок Как крупнейший в России производитель коммерческой техники переживает кризис Решения Евростандарт для России Решения Рабочий класс Женевы Решения Робот-2020 Инновации Город чужих огней Рынок С калькулятором в руках: фургон Vito в базовой комплектации – уже Mercedes Решения Грузовой автопарк в цифрах Рынок
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Грузовой автопарк в цифрах

Фото: Полина Авдеева для РБК

Производство и продажи

В минувшем году производство коммерческих автомобилей в России сократилось более чем на 20%, а продажи упали практически на 30% по сравнению с 2013 годом, в то время как в целом по миру продажи выросли на 2,1% (Россия на мировом рынке занимает 14-е место с долей чуть более 1%). Основным фактором снижения спроса на коммерческую технику стало общее замедление экономики: темпы роста ВВП страны в 2014 году сократились до 0,6% – минимальный показатель с 2009 года. Объемы грузовых автомобильных перевозок сократились на 4%.

В 2015 году эксперты ожидают сжатия экономики: ВВП России, по прогнозам, потеряет 2–4% по отношению к показателям 2014 года. Продолжится и падение грузовых перевозок, их объем сократится еще на 6–8%. Падение спроса на внутренние перевозки и сокращение импортных поставок объясняются снижением покупательской активности населения, ослаблением рубля и ростом внутренних цен на топливо – главного фактора в издержках транспортных компаний. Все эти факторы приведут к тому, что рынок коммерческих автомобилей в 2015-м просядет еще на 30–35%, что сопоставимо с показателем 2009 года.

Структура рынка

На российском рынке коммерческого транспорта традиционно доминируют отечественные производители во всех сегментах. Так, 54% реализуемых легких коммерческих автомобилей (LCV) представлены моделями ГАЗа и УАЗа. В целом рынок легких коммерческих автомобилей в прошлом году сократился на 15%. Наибольшего успеха достигли Mercedes-Benz за счет успешных продаж собираемой в Нижнем Новгороде модели Sprinter Classic, а также Lada за счет спроса на коммерческую версию Largus.

В структуре рынка среднетоннажных (CV) и тяжелых грузовиков (HCV) на долю отечественных производителей приходится 47%, а с учетом белорусского МАЗа – 56%. Единственной маркой, закончившей год в плюсе, стал японский Hino.

В 2015 году, по прогнозам экспертов, на фоне общего спада спроса, девальвации рубля и снижения покупательской активности доля отечественных марок в продажах увеличится до 60–65%. Снижение спроса на технику негативно повлияет на производителей: количество рабочих смен будет сокращаться, вероятны простои производства, а также оптимизация дилерских сетей.

Импорт и экспорт

В 2014 году объем экспорта грузовых автомобилей снизился на 18,9%, импорта – на 31,6%. Россия традиционно на этом рынке выступает нетто-импортером, однако ситуация постепенно меняется. На фоне девальвации рубля эксперты ожидают дальнейшего падения импорта. Кроме того, актуальной становится активизация процессов импортозамещения узлов и компонентов, следствием чего может стать рост экспортных поставок. Доля производимой на территории страны техники зарубежного производства растет, но меньшими темпами по сравнению с легковыми автомобилями: в 2014 году на этот сегмент пришлось 15% рынка. При этом если зарубежные производители не будут активно переносить производство в Россию, то текущую долю рынка будет удержать трудно.

Среди стран – основных поставщиков грузовых автомобилей в нашу страну первое место делят Таиланд и Италия: суммарно на их долю приходится более трети импорта. При этом в 2014 году только Таиланд смог нарастить объемы поставок до 10,8 тыс. автомобилей (+20% к 2013 году). Другие страны-поставщики из топ-5 снизили продажи на 40–50%. В целом на пятерку лидеров приходится 64% импорта.

Доля экспортных объемов грузовых автомобилей в общем объеме внешней торговли автомобилями в минувшем году увеличилась до 25%. При этом доля экспортных автомобилей в общем производстве коммерческой техники в России составила 11%.

Ключевым покупателем российского грузового транспорта выступает Казахстан: на его долю приходится 55% объема экспорта. В прошлом году в Казахстан было продано 11,9 тыс. автомобилей, но по сравнению с 2013 годом продажи сократились на 11%. Доля Украины в экспортных поставках упала за год с 14 до 1%. Единственной страной из топ-5, где объемы экспорта выросли, стал Египет: 3,7 тыс. грузовых автомобилей (+9%). В целом на пятерку лидеров приходится 90% российского экспорта, что говорит об относительно низкой диверсификации рынков сбыта и наличии рисков при условии снижения спроса в этих странах. Но эти и другие перечисленные факторы могут подтолкнуть отечественных производителей к расширению рынков сбыта по объемам и географии.