Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

«Дорожная карта» бизнеса

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Buybrand Expo ведет свою историю с 2003 года и сегодня входит в пятерку крупнейших выставок франшиз в мире. Buybrand-2015 пройдет 22–24 сентября в Экспоцентре и представит 170 различных бизнес-моделей в инвестиционном диапазоне от 0,6 млн до 700 000 млн руб. Об особенностях франчайзингового бизнеса в сложных экономических условиях корреспонденту рбк+ рассказала генеральный директор выставки Екатерина Сойак.

— Кризисные явления повлияют на Buybrand в этом году?

— Любая выставка — зеркальное отражение реального положения дел в том или ином секторе, сегменте бизнеса, отрасли. И если сейчас практически любой бизнес испытывает сложности, то это непременно отразится и на выставке. Сейчас все понимают, что необходимо научиться быстро перестраиваться под новые реалии. То же самое должны делать и выставочные компании: предлагать новые форматы, новые рынки для развития, усиливать b2b-мероприятия. Мы второй раз переживаем кризис. В 2008-м Buybrand занимала второе место среди мировых аналогов с точки зрения объема и количества представленных франшизных концепций. А уже в 2009-м мы упали по объемам на 70%, что стало непосредственным отражением рынка: розничный сегмент, составлявший тогда как раз 65% от всего франчайзингового сегмента в России, в тот период пострадал в большей степени. Зато количество посетителей значительно выросло по сравнению с 2008 годом. Что еще раз доказало жизнеспособность именно франчайзинговой формы ведения бизнеса в сложные с экономической точки зрения времена.

— Почему стоит вкладываться во франчайзинговые проекты именно сейчас?

— Сейчас как раз то самое время, когда структуры рынков перестраиваются. Можно сказать, очищаются. Мелким игрокам становится все сложнее конкурировать с большими сетями. В этом главный плюс франчайзинга в кризис: крупной сети гораздо проще договориться с арендодателями (сейчас многие франчайзеры в буквальном смысле слова бьются не только за свои точки, но и за точки своих франчайзи), получить хорошие цены у поставщиков за счет объемов, провести грамотную маркетинговую акцию и т.д. С этой точки зрения сейчас быть партнером франчайзинговой сети спокойнее и выгоднее, чем вести бизнес в одиночку.

— И какие бизнесы сейчас пользуются спросом?

— Недорогие концепции вроде фастфуда всегда хорошо продаются в тяжелые времена. Кроме того, неплохо себя ощущают продовольственная розница, детский сегмент. А также медицинское направление. Например, «Инвитро» успела вырастить большую франчайзинговую сеть. Можно отметить также и образовательные услуги — многие в кризис занимаются собой и своим образованием, получают новые навыки, учат языки, переквалифицируются.

— А на какие новые франшизы в этом году стоит обратить внимание?

— Впервые на выставку приедет Wyndham Hotel Group — американская сеть, у которой 15 отельных брендов: от дешевых мотелей до пяти звезд. Здесь вполне можно будет присмотреться к вариантам две-три звезды — это категория, которая у нас не слишком развита. По франшизе Wyndham такие концепции не самые дорогие в смысле инвестиций; кроме того, они очень интересно совмещают традиционные отельные технологии с вендингом. Также впервые в России будет представлена сеть фастфуда Chicking из Арабских Эмиратов, настроенная на поиск мастер-франчайзи, но готовая рассмотреть и региональное развитие. «Росинтер» выходит с брендом Costa Coffee. Раньше развитие этого бренда было самостоятельным. Кстати, сейчас неплохо развивается тема кофеен по франчайзингу, и не только «кофе на вынос», но и полноценные заведения. На постоянных наших участников я бы также обратила внимание. Например, на британский фастфуд Southern Fried Chicken, который участвует в выставке с 2003 года. 90% своей российской сети — около 90 ресторанов — он выстроил, получив клиентов на Buybrand. Российские регионы выступают в этом году активно. Из Санкт-Петербурга приезжают традиционные сети общепита SubWay и «Кофешоп», новые проекты — кафе «Чайникофф» и «ВаЙо», специализирующееся на замороженных йогуртах. Ювелирная сеть «Золотой», розничная торговля алкоголем «Альтавина», детские товары «Космический пластичный песок», розничные магазины по продаже итальянской бижутерии Alcozer. Из Севастополя приедет кафе «Вареничная победа», из Смоленска — магазины инструментов «Саморезик», из Кирова — торговые киоски-матрешки Made by hand. Томск — активный город, оттуда всегда приезжают целыми делегациями с массой интересных проектов. Самый знаменитый из них — сеть кафе-мороженых «33 пингвина». Тюмень — агентство недвижимости «Этажи», Саратов — медицинский центр и многие другие. Региональные проекты всегда интересные, они вряд ли пойдут в Москве, но точно могут работать в других регионах.

— А какие регионы активнее всего покупают?

— Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Москва и Санкт-Петербург. В последнее время много предпринимателей приезжают из городов с населением до 500 тыс. человек. Из соседей — Казахстан и Азербайджан. Раньше Украина была очень активной — на нашей выставке иностранные компании продавали мастер-франшизы на Украину. Посмотрим, что будет в этом году.

— Что нового будет в деловой программе?

— В этом году мы назвали форум «Российский франчайзинг: карта нового времени» и постарались составить программу так, чтобы она была интересна не только предпринимателям, связанным с франчайзингом, но и всем, кто не опускает руки и продолжает делать дело. Всем без исключения мы рекомендуем посетить интеллектуальные казино «Ставка на франчайзинг» — это принципиально новый формат для нашего форума. Этакий микс игры «Что? Где? Когда?» и казино, в котором участники не знают, какой вопрос им достанется, а слушатели, получив ответы на непростые вопросы, смогут принять решение, на какую же франшизу им «сделать ставку».

Подготовка к выставке и форуму проходила довольно напряженно — скачки курса рубля, санкции, разговоры о кризисе, непредсказуемый прогноз по рынку. Все это навело нас на мысль поискать предпринимателей, которые, несмотря ни на что, продолжают давать жизнь новым бизнес-проектам. И мы нашли таких! «Семеро смелых» — так мы назвали ток-шоу, в котором семеро смельчаков расскажут реальные истории о том, как запустить новый бизнес или новую концепцию в кризис и при этом преуспеть. Это о философии жизни, о подходе к трудностям. Думаю, это будет очень поучительно для всех — и начинающих, и действующих предпринимателей.

Действующим и потенциальным франчайзи будет полезно узнать, как правильно читать договор коммерческой концессии, услышать практические советы по решению конфликтных ситуаций между франчайзером и франчайзи. А также посетить аналитическую сессию от РБК, на которой будут обсуждаться перспективы развития рынков общественного питания, одежного ретейла и частной медицины.

Для начинающих и будущих франчайзеров мы составили свою программу, которая включает такие практические темы, как «Разработка франчайзингового пакета», «Защита интеллектуальной собственности». В этом году к нам приезжает специально приглашенный гость — консультант из Великобритании Род Хиндмэрш с темой «Как перевести свой бизнес на рельсы франчайзинга».

Впервые мы включили в программу тему «Выход на зарубежные рынки», которая в первую очередь будет интересна тем, кто готов тиражировать свою концепцию за пределами России.

Отдельно хочу отметить уровень спикеров форума. Мы прекрасно понимаем, что учиться надо у профессионалов, у тех, кто создавал и создает бизнес, кто на собственной шкуре испытал влияние кризиса и смог найти решение, как устоять. Особенно ценен опыт тех, кто не боится начинать с нуля. На форуме выступят: создатель бренда «Экспедиция» Александр Кравцов, президент iAuto Сергей Востриков, директор по франчайзингу Yam! Restaurants International Russia Юрий Бабич, генеральный директор «Независимой лаборатории «Инвитро» Сергей Амбросов, президент Российской ассоциации франчайзинга Мераб Бен-Эл (Елашвили) и многие другие.


Екатерина Сойак — генеральный директор компании EMTG, член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), член президиума правления НП «Опора России», учредитель рейтинга франшиз и Национальной премии в области франчайзинга Golden Brand. Окончила Московский экстерный гуманитарный университет и МГУ имени Ломоносова по специальности «международная журналистика». С 2002 года компания EMTG под ее управлением специализируется на организации и проведении международных выставок и конференций в сегменте b2b (франчайзинг, вендинг, лицензирование). В активе компании — 31 международная выставка и 38 конференций и конгрессов в Москве, Перми, Краснодаре, Липецке и других городах России. EMTG также владеет информационно-аналитическим порталом Buybrand Inform и проводит собственные аналитические исследования в области франчайзинга.

Инструменты Деньги на бизнеc
Скачать Содержание
Закрыть