Инструменты , Весь мир ,  
0 

Деньги на бизнеc

Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg
Первый вопрос любого бизнеса — где взять на него денег? Особенно непросто приходится начинающим свое дело предпринимателям. У тех, кто выберет путь развития по франшизе, есть некоторые возможности воспользоваться разнообразными программами поддержки франчайзеров и франчайзи, в том числе финансовыми. Федеральные финансовые институты не проявляют сегодня активности в этом вопросе, поэтому стоит обратить внимание на другие источники. Например, в региональных бюджетах.

Предложение от банков

В начале 2010-х годов некоторые банки анонсировали запуск программ финансирования франчайзинга. В частности, кредитование франчайзинговых проектов предлагали Пробизнесбанк и Волго-Окский коммерческий банк. Сбербанк в рамках программы «Бизнес-старт» определил около 40 франшиз, при приобретении которых франчайзи могли рассчитывать на кредит, а Росбанк предоставлял финансирование франчайзи компании Tea Funny. Сейчас на фоне экономической ситуации на рынке деньги стали стоить дороже, и банки рисковать не готовы. «Программы по финансированию франчайзинговых проектов сворачиваются, — отмечает исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко. — Сами понимаете: сейчас кредиты берут только те, кто не собирается их отдавать. Ни один человек в здравом уме не возьмет кредит по ставке 25% годовых, понимая, какая сейчас норма рентабельности». Однако, по его мнению, нельзя сказать, что сворачивание этих программ ударит по франчайзингу. «Честно говоря, система кредитования в стране всегда была странной. Прежняя ставка в 18,5% годовых тоже была высока. За 2014 год Сбербанк выдал немногим более ста кредитов на франчайзинг, хотя заявок было гораздо больше. Более того, по отзывам некоторых предпринимателей, сейчас Сбербанк не выдает кредиты даже по заявленным ставкам. То есть на словах предложение есть, а на деле воспользоваться им невозможно», — говорит Михайличенко. В Сбербанке корреспонденту РБК+ ситуацию комментировать не стали.

Программа Росбанка по финансированию франчайзи компании Tea Funny была приостановлена. В прошлом месяце лишился лицензии на осуществление банковских операций Пробизнесбанк.

Государственные формы поддержки в нашей стране тоже развиты довольно слабо, продолжает Юрий Михайличенко: «Мы призываем предпринимателей создавать собственные фонды и трасты для поддержки франчайзинга в реальных секторах экономики, таких как торговля и услуги».

Не удивительно, что франчайзинговые проекты в нашей стране в подавляющем большинстве случаев открываются на собственные средства. Между тем у предпринимателей все же есть шанс воспользоваться различными формами государственной поддержки франчайзинга.

Региональные программы

Предупрежден — значит вооружен: главная проблема субсидирования франчайзинга — малая осведомленность потенциальных соискателей о своих возможностях и недоверие государству. Как ни удивительно, некоторые регионы свернули программы финансовой поддержки именно по причине малого спроса. Так, в рамках республиканской программы поддержки предпринимательства в 2015 году субсидирование франчайзинга не предусмотрено в Республике Башкортостан. «Финансирование франчайзинга было прописано в программах поддержки предпринимателей в 2013 году, но тогда никто этим не воспользовался, — рассказывает исполнительный директор Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан Ирина Абрамова. — Мы подозреваем, что тогда немногие знали, что договор коммерческой концессии, по которому они работают, — это и есть франчайзинг. Сейчас уровень грамотности вырос, но власти сочли, что другие виды поддержки будут более эффективными. Например, субсидирование лизинга оборудования без ограничения, обязательной работы предпринимателя по договору коммерческой концессии». Ни одной субсидии на возмещение затрат не было выдано в прошлом году в Ленинградской области. Причиной в областном правительстве называют отсутствие у соискателей зарегистрированных в Роспатенте договоров экономической концессии. «Согласно ГК РФ, передача прав на использование бренда и производственных технологий наиболее широко регулируется при помощи договоров коммерческой концессии, — говорит ведущий специалист отдела развития малого и среднего бизнеса Комитета по развитию малого и среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Анатолий Проскуряков. — В этом году мы принимаем заявки только от субъектов, зарегистрировавших свои договоры согласно законодательству РФ». Максимальный размер субсидии составляет не более 2 млн руб., но не более 50% от понесенных затрат, в том числе на вознаграждение в пользу правообладателя (франчайзера), а также приобретение оборудования, если это предусмотрено договором коммерческой концессии. В текущем году на финансирование франчайзинга в Ленинградской области выделено 4 млн руб., их рассчитывают распределить между тремя-четырьмя соискателями. Конкурсные заявки принимаются до 1 декабря текущего года. «Народ не особо доверяет государственной поддержке, — говорит Анатолий Проскуряков. — Люди не верят, что можно просто так что-то получить. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы отношение к господдержке у предпринимателей Ленинградской области изменилось в лучшую сторону. В 2014 году появились новые меры поддержки, направленные на создание частных детских садов, на закупку оборудования в целях модернизации производства, на реализацию мероприятий программ энергоэффективности, на технологическое присоединение к электросетям и на стимулирование развития франчайзинга на территории области».

В Тюмени не планируют поддерживать развитие торговли по франчайзингу. Здесь приоритет отдается производству, сельскому хозяйству и сфере услуг: 250 тыс. руб. могут получить местные предприниматели на возмещение затрат, связанных с оплатой паушального взноса. По словам начальника Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрея Пантелеева, данной формой финансирования на сегодняшний день никто не воспользовался, хотя интерес со стороны предпринимателей есть. В ведомстве это связывают с необходимостью соблюдения условия предоставления субсидии — обязательной регистрации договора коммерческой концессии в Роспатенте. При этом финансовая поддержка франчайзинга на областном уровне не предоставляется.

В Томске на финансирование франчайзинга в будущем году планируют потратить 6 млн руб. В текущем году средств на прямое финансирование этого сегмента в бюджете не нашли. Зато уже второй год подряд Томский клуб предпринимателей финансирует поездки местных франчайзеров в Москву, на выставку Buybrand. В 2014 году Томск был представлен на ней шестью компаниями, три из которых теперь успешно торгуют своими франшизами. В 2015 году на выставку едут восемь компаний, отобранных в результате конкурса. В Томске полагают, что поддерживать необходимо не столько франчайзи, сколько локальных франчайзеров, — это позволит сохранить финансирование внутри региона. В приоритетах — все то же производство различных товаров, сельское хозяйство и сфера услуг. Пермский центр развития предпринимательства собирается к концу 2015 года запустить услугу по выдаче микрозаймов размером до 1 млн руб. по ставкам 10–15% годовых на приобретение и создание франшиз. В настоящий момент центр предоставляет займы на инвестиционные цели, перекредитование и пополнение оборотных средств. Финансирование франчайзинга будет проводиться совместно с проектом «Пермская франшиза». По мнению руководителя проекта Юлии Богушевской, поддержка и рекомендации со стороны «Пермской франшизы» позволят предпринимателям обойти жесткие условия выдачи займов, так как участие в проекте «Пермская франшиза» подразумевает, что предприниматель уже зарекомендовал себя и подтвердил свою состоятельность. В данный момент в Пермском крае запущен процесс определения приоритетных отраслей. Предварительно выделены три сферы: детские товары, здоровье и развитие, общепит и магазины шаговой доступности.

Инновации «Ответственность — ключевое слово в нашем бизнесе»
Скачать Содержание
Закрыть