Компетенция , Весь мир ,  
0 

Время стойких

Фото: Reuters
Фото: Reuters
Из появившихся на рынке в мае 2015 года ресторанов 47,8% были открыты по франшизе, утверждает исследование «Российский сетевой рынок общественного питания — 2015», проведенное «РБК.

Из появившихся на рынке в мае 2015 года ресторанов 47,8% были открыты по франшизе, утверждает исследование «Российский сетевой рынок общественного питания — 2015», проведенное «РБК. Исследования рынков». Для сравнения: аналогичный показатель 2014 года — 39%. Таким образом, сегодня в России почти половина всех сетевых проектов в сегменте общественного питания работает по франшизе; это около 7 тыс. заведений, работу в которых обеспечивают 40–45 тыс. сотрудников. Об эффективности франчайзинговых моделей говорит тот факт, что «количественными лидерами» отечественной ресторанной индустрии являются проекты, избравшие этот путь развития: Sybilla (1984 точки), Subway (671), KFC (359). По оценке главы Российской ассоциации франчайзинга и президента холдинга «Г.М.Р. Планета гостеприимства» Мераба Бен-Эл (Елашвили), за последние пять лет рынок франчайзинга в России удвоился. Рост рынка продолжается, хотя эксперты и отмечают замедление темпов, снижение количества заключенных договоров и падение оборотов.

Чужими глазами

Показателем перспективности российского рынка является стабильный интерес к нему иностранных игроков. В 2015 году на рынок вернулся мировой гигант Pizza Hut, вышли американская сеть кафе-кондитерских Magnolia Bakery, кафе-пекарня Great American Cookies, спортивные бары Hooters и Twin Peaks, фастфуд-рестораны Schlotzsky’s, бренд компании Global Franchise Group — Pretzelmaker и др. В целом иностранные бренды в прошедшем году открыли у нас в стране 831 точку. Львиная доля пришлась на шведский бренд Sybilla, который открыл 539 точек. Главное преимущество иностранных франчайзинговых сетей перед российскими — сила бренда и многолетний опыт работы на разных рынках. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые иностранные компании начали процесс сворачивания бизнеса в России; в частности, рынок покинул проект Wendy’s, занимающий третье место на рынке США, свою деятельность свернули бренды «Moe’s Гриль», Chili’s Bar & Grill. Зато российские франчайзеры не ограничиваются родной страной. Так, сеть кофеен Double B запустила проекты в Казахстане, планирует активное развитие в Европе — первая точка уже работает в Праге. «Росинтер» продолжает развиваться в Казахстане, Латвии, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, «Штолле» — в Белоруссии, Украине и Казахстане. Сеть кафе-мороженых «33 пингвина» нарастила свое присутствие в Казахстане с 29 точек до 64. По мнению многих экспертов рынка, среди всех стран СНГ именно Казахстан обладает наибольшим потенциалом для развития франчайзинговых сетей.

Куда податься

Текущий кризис привел к падению спроса на франшизы с высоким инвестиционным порогом, в частности в сегменте casual dining, где стоимость франшизы, как правило, начинается от 5 млн руб. По данным «РБК.Исследования рынков», в целом по рынку наблюдается серьезное падение оборотов в реальных деньгах по сравнению с прошлым годом. Например, в сегменте «кофейни» падение составляет 5,6%, в стритфуде — 7,3%, а в сегменте «рестораны среднего ценового уровня» и все 14%. Именно этот сегмент в 2014–2015 годах пострадал в результате скачков валютного курса, ограничения на ввоз иностранных продуктов и роста закупочных цен. Не удивительно, что и спрос на франшизы в сегменте упал. В частности, в СМИ активно обсуждались проблемы, возникшие у сетей «Планета суши»,«Il Патио» и «Япоша».

Фастфуд, напротив, единственный сегмент, который, по данным исследования, вырос в 2015-м. Увеличение оборота составляет сейчас 3,2%, а по количеству точек данный сегмент вырос на 8,6%, на 560 точек. Лидером стала сеть кафе-мороженых «33 пингвина», приросшая 102 точками, на втором месте — сеть KFC, открывшая 94 точки, за ними идут Burger King (88) и McDonald’s (65). Хорошие показатели открытий у сетей, специализирующихся на хот-догах: Sybilla открыла более 500 точек за год (в основном на АЗС), отечественный бренд «Стардог!s» запустил 22 точки, но в в компании планируют довести число открытий до ста.

Время стойких
80,5 % предприятий, открытых по франшизе в 2015 году, работают с низким средним чеком в сегментах «фастфуд» и «стритфуд». Такие франшизы пользуются стабильным спросом на рынке из-за небольших вложений и сравнительно быстрых сроков окупаемости. Ввиду нестабильной экономической ситуации в стране это соотношение может стать критичным при выборе франшизы. «Рынок движется в сторону небольших быстроокупаемых проектов с минимальными инвестициями на старте, — объясняет генеральный директор компании EMTG, учредитель Рейтинга франшиз Golden Brand Екатерина Сойак. — Востребованными становятся кофейни и особенно мини-кофейни с небольшими инвестициями на старте. Например, российский мастер-франчайзи американского бренда Wetzel’s Pretzels разработал свою собственную франшизу мини-кофейни Coffeshake и в этом году на Buybrand представит именно эту концепцию». Новый тренд на рынке общественного питания в целом и во франчайзинговом его сегменте в частности — проекты take-away, представленные корнерами на базе кафе и ресторанов, в торговых центрах и на фуд-кортах, прилавками и «окошками» с незамысловатой в исполнении продукцией: кофе, чаем, сэндвичами, кебабами, лапшей и т.д. По оценке «PБК.Исследования рынков», в текущем году это направление развития заняло третье место после сегментов «фастфуд» и «стритфуд». Формат take-away отличает низкий уровень инвестиций в открытие бизнеса (до 1 млн руб.) и лояльность к начинающим предпринимателям: бизнес прост в организации и быстро окупается. Формат to go развивается в основном региональными предпринимателями. Здесь эксперты советуют особое внимание уделить кофейным концепциям. Кофейни стабильно не сдают своих позиций (по популярности на рынке франшиз они на втором месте), а в сочетании с эффективной бизнес-моделью take-away могут очень удачно выстрелить.

Еще одна тенденция, подкрепляющая рост рынка, — снижение стоимости франшиз. В компании Subway снизили размер паушального взноса с $12 тыс. до $7,5 тыс., в сети Killfish летом действовала 50-про центная скидка на паушальный взнос. В сети «Воккер» зафиксировали стоимость франшизы в рублях, теперь первый взнос составляет 500 тыс. руб.

Компетенция Нетипичный случай
Скачать Содержание
Закрыть