Рынок интернет-торговли в России до недавнего момента стремительно рос: в 2010–2014 годах среднегодовые темпы роста оборота (CAGR) достигали 40% (оценка J’son & Partners Consulting). Общий объем по итогам 2014 года превысил 683 млрд руб. С учетом новых экономических реалий ожидается, что в 2014–2018 годах CAGR составит 8,9%. Всего на рынке присутствует более 40 тыс. интернет-магазинов, однако эксперты J’son & Partners Consulting прогнозируют сокращение их числа на 5% в 2015 году из-за тяжелой экономической ситуации.
Восстановление ожидается к 2016 году, а в 2017-м рост рынка предположительно превысит 20%. Самыми высококонкурентными считаются сегменты «Бытовая техника и электроника», «Одежда и обувь», «Доставка блюд». Отмечается также рост доли продаж электронных книг.
Среди основных трендов российского сегмента аналитики выделяют доминирование мультиканальной стратегии сбыта, когда традиционные офлайн-форматы развиваются наряду с онлайн-торговлей. Большинство игроков склоняются к тому, что это наиболее выигрышная стратегия.
Происходит консолидация отдельных сегментов, слияния и поглощения крупных игроков (например, сделка «Сотмаркета», «Ютинета» и гипермаркета E96). Также наблюдается развитие мобильных приложений, рост мобильной рекламы в приложениях интернет-магазинов и развитие мобильных платежей. Хотя наличные остаются основным средством оплаты (65%), их доля в общем объеме платежей постепенно снижается. Напротив, доля электронных платежей выросла за предыдущий год вдвое.
Андрей Пушкин, директор по стратегии digital-агентства DOBRO, отмечает, что «все больше интернет-магазинов занимаются своим брендом: склоняются к имиджевой рекламе и избавляются от SEO-зависимости. Крупный e-commerce использует digital и работает с интегрированными коммуникациями. Результат — спецпроекты с большим медийным охватом. Для наших клиентов стала важна эмоциональная связь с потребителем».
Кто и что покупает онлайн
По данным InSale, в топ-5 категорий по обороту за 2014 год вошли сегменты «Электроника и бытовая техника» (24%), «Одежда и обувь» (15%), «Компьютеры, ноутбуки, комплектующие» (11%), «Автозапчасти» (6%), «Мобильные телефоны» (5%). Этот набор категорий почти не изменился по сравнению с предыдущим годом.
Доля Москвы в общероссийском объеме сохранилась на уровне 40%. Наибольший рост показал Санкт-Петербург (11,5%).
Также опережали среднерыночные темпы Северо-Кавказский и Южный федеральные округа. Наиболее слабые показатели — у Уральского и Приволжского федеральных округов. На долю десяти крупнейших по доле рынка российских городов пришлось более 70%.
Иностранная закупка
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), российские интернет-ретейлеры часто проигрывали иностранным, хотя кризисные явления в экономике притормозили эту тенденцию. Объем покупок россиян за рубежом ежегодно увеличивался в два раза. Если в 2008 году они заказали из-за рубежа товаров на 4,3 млрд руб., то по итогам 2014 года эта сумма увеличилась почти в 50 раз. Весь рынок электронной коммерции в России по итогам прошлого года, согласно оценкам АКИТ, составил 713 млрд руб. На трансграничную торговлю приходилось 29,3% от всех покупок онлайн. Прогнозируется, что по итогам 2015 года объем покупок россиян на зарубежных онлайн-площадках вырастет примерно на 25%, до 260,75 млрд руб.
По оценкам Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), в 2015 году из онлайн-магазинов придет около 235 млн посылок (почти столько было и в прошлом году). Объем иностранных отправлений вырастет с 75 млн до 110–120 млн посылок, причем 75% из них поступят из Китая. К концу 2015 года более 50% всех интернет-заказов в России будет доставляться из иностранных магазинов.
Внутренний рынок останется лидером по деньгам, считают эксперты НАДТ. Если в зарубежных интернет-магазинах средний чек может снизиться с $30 до $25–27 (из-за смещения фокуса на товары из Китая), то у отечественных площадок этот показатель вряд ли будет ниже $70.