На сегодня один из приоритетов «Башкирэнерго» — переход от IT-инфраструктуры, обеспечивающей внутренние потребности, к системе, обеспечивающей качественный сервис для своих клиентов. Эта схема уже доказала свою работоспособность: количество заказов от внешних клиентов увеличивается, их пул постепенно расширяется. Компания обслуживает более 3,5 тыс. пользователей, предоставляя стандартный набор сервисов. Рост этого направления за текущий год составит, по оценкам «Башкирэнерго», около 30%. При этом затраты на IT выросли на 5–7%.
IT-департамент на предприятии изначально был достаточно проактивным. Всегда рассматривались и выбирались новые технологии для повышения эффективности работы сотрудников, сокращения излишних трат ресурсов, минимизации работы с бумажными документами. Но на пути построения успешного бизнеса сервис-провайдера неизбежны определенные проблемы. Как известно, в первую очередь кадровая — на рынке, даже несмотря на кризисную ситуацию, отсутствует достаточное количество квалифицированных и профессиональных IT-специалистов.
Будущему рыночному игроку необходимо обеспечить внутреннюю эффективность с тем, чтобы лучше контролировать себестоимость и в целом повысить прозрачность, управляемость, а также качество и скорость принятия решений. Также была выявлена задача повышения «внешней» эффективности, то есть взаимодействия с контрагентами, что требовало налаживания ряда процессов (в частности, казначейства).
В итоге решили, что нужна автоматизация бизнес-процессов в единой информационной системе. Это позволило бы унифицировать и стандартизировать выполнение процессов во всех подразделениях. Наблюдаемость выполнения бизнес-процессов повысилась бы с точностью до конкретного исполнителя. И главное — можно было бы увеличить эффективность за счет максимальной автоматизации и интеграции всех участков. С этими задачами на предприятии стартовал ERP-проект. Его инициатором и одновременно заказчиком и главным куратором был генеральный директор, что дополнительно поддержало успешную реализацию.
Практические шаги
Основными целями бизнеса было обеспечить измеряемость и контролируемость бизнес-процессов, а также снизить сроки подготовки отчетности. Это бы повысило оперативность принятия решений, которые строились бы с учетом более актуальных данных.
Изначально рассматривались продукты двух поставщиков, но в итоге было выбрано решение «1С»; определяющими факторами при выборе стали стала цена и достаточное количество франчайзи вендора на рынке. Ориентировались в том числе на опыт «коллег» по отрасли — частные компании преимущественно использовали именно решения «1С», причем по тем же соображениям. Учли, например, положительный опыт внедрения ERP-системы на платформе «1С: Предприятие 8» в «Иркутскэнерго».
В ходе проекта в первую очередь были закрыты задачи управления нормативно-справочной информацией, централизованного администрирования рабочих мест, создания двух линий техподдержки, мониторинга производительности системы по согласованным с бизнесом показателям и проч. Был обновлен парк компьютерной техники, включая серверное оборудование.
Сложной и трудоемкой задачей оказалась интеграция функциональных модулей. Юрий Горбачев, заместитель директора по IT «Башкирэнерго», отмечает, что пока она была решена на недостаточно высоком уровне. Важно, чтобы новые модули разрабатывались с учетом существующего IT-ландшафта компании, и это требует особого внимания как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителей.
За 2014 год были введены в промышленную эксплуатацию системы управления закупками и материально-техническим обеспечением, управления автотранспортом (включая интеграцию с навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС), управления технологическим присоединением потребителей электроэнергии, техническое обслуживание и ремонты, а также документооборот и казначейство. Всего было автоматизировано около 10 тыс. рабочих мест, ожидается увеличение этого показателя по итогам 2015 года, когда завершится четвертая очередь автоматизации.
Новые преимущества
В «Башкирэнерго» отмечают, что в результате внедрения удалось существенно сократить сроки формирования годовой программы закупок. Теперь они составляют два месяца вместо шести в старой системе, кроме того, повысилось и качество планирования.
Снизилась трудоемкость процесса технологических присоединений — за счет того, что в рамках процесса реализовано электронное согласование части документов. Было автоматизировано 20 бизнес-процессов технологических присоединений. При этом они были унифицированы для всех подразделений холдинга (всего их 62). В результате рост объемов техприсоединения до 15 кВт составил 109%, а свыше 15 кВт — 592% за 2011–2014 годы.
Благодаря автоматизации процесса казначейства удалось повысить уровень платежной дисциплины и сократить затраты на расчетно-кассовое обслуживание, в том числе бухгалтеров региональных подразделений освободили от платежной функции. Появилась возможность осуществлять платежи в режиме онлайн, с функцией контроля лимитов, просмотра всех необходимых первичных документов, формирования актов сверки онлайн, тревожной кнопки.
«В частности, разработали инструменты анализа эффективности работы казначейских процессов, они используются в том числе для оптимизации, — резюмирует Юрий Горбачев. — Здесь одним из результатов стало как раз изменение характера взаимоотношений с внешними контрагентами. В свое время поставщики отмечали, что у нашей компании не самый хороший имидж как партнера именно из-за казначейства. После налаживания процессов ситуация существенно улучшилась».
«Башкирэнерго» — дочернее общество «Башкирской электросетевой компании» (БЭСК). Основная задача — транспортировка и распределение электрической энергии до потребителей на территории Республики Башкортостан.
Предприятие включает 11 производственных отделений. В 2014 году к распределительным электрическим сетям присоединено 19 790 новых потребителей (+15,2%).
Выручка БЭСК за 2014 год — 14 061 млн руб. (+4%)