Решения , Весь мир ,  
0 

Поддержка импортозамещающего роста

Фото: Lori
Фото: Lori
Изменение экономической ситуации не во всех случаях подразумевает спад. Взятый курс на импортозамещение может, напротив, обеспечить рост производства. А ему потребуется быстрая IT-поддержка. В нынешний кризис пищепром информатизацию не замораживает — и выигрывает.

В компании «Ремит» 2015 год был назван Годом ERP-проекта. Главной задачей мясоперерабатывающего завода «Ремит» в новых экономических условиях стало удержание качества продукции. В пищевом производстве его обеспечивают главным образом качество сырья и ингредиентов, соответствие рецептурам и технологическим условиям изготовления. Следовательно, нужно уделять повышенное внимание качественному, количественному, температурному и временному контролю. Этот контроль начинается с приемки сырья от поставщиков и обеспечивается на всех переделах — вплоть до склада готовой продукции. Усилить его можно благодаря прослеживаемости внутри производства. Это одно из важнейших требований пищевых стандартов, но в отечественной отрасли оно встречается пока нечасто. При этом в ней сохраняются накопленные еще до кризиса системные проблемы. Так, производительность труда в российском пищепроме в три-четыре раза ниже, чем в европейских странах, но проекты по повышению эффективности здесь до сих пор были единичны. На этом фоне себестоимость продукции за 2014 год выросла на 60% при росте цен на 25% и снижении потребления на душу населения на 7%. В такой ситуации очевидна необходимость поиска внутренних резервов.

Также очевидно и то, что для решения проблемы производительности нужна новая модель организации производства. Причем не в плоскости интенсивности физического труда, обращает внимание Анатолий Морозов, генеральный директор компании «Ремит», но за счет оптимизации процессов и внедрения современного комплексного IT-решения. Информатизация могла бы поддержать и возросшие в кризис требования к скорости принятия управленческих решений. В ежедневно меняющейся среде они должны строиться на достоверных и оперативно поступающих данных.

Наконец, политика импортозамещения уже обеспечивает антикризисный рост производства. За последние полгода у «Ремит» увеличилось и количество клиентов, и объемы реализация — с 30 до 40 т в сутки. Надо успевать удовлетворять запросы не только внутреннего потребителя, но и внешних партнеров. Например, когда от зарубежных брендов поступает запрос на организацию производства линейки их продукции с соблюдением рецептуры и стандартов качества (такой проект уже реализуется с немецкой маркой Ponnath). Гарантировать это можно путем повышения управляемости и эффективности.

С учетом всех этих факторов «Ремит» не стал замораживать в кризис свои запланированные IT-инициативы. Как раз к этому моменту бизнес «дорос» до комплексной информатизации. Внедрение «1С: ERP» стартовало в ноябре 2014 года. Проект затронул полностью всю компанию, то есть производство и сеть фирменных магазинов (51 точка). Курировал его непосредственно генеральный директор. Инициаторами и драйверами проекта стали бухгалтерия, экономисты и собственно IT-отдел.

Сначала нужно было оптимизировать процессы. «Даже «примерить» современную информационную систему на предприятие — это тяжело, сразу обнажаются многие «айсберги» несогласованности, — комментирует Евгений Голубцов, IT-директор «Ремит». — Организация и согласование процессов, а затем практическое «вживление» на реальных рабочих местах с обучением персонала — пока самый технологически сложный момент проекта. Здесь нужно много упорства и терпения. Однако если заказчик хорошо понимает результат и его реальную достижимость, готов сам на практике участвовать в проекте до самого нижнего уровня и если интегратор хорошо знает программный продукт и у него есть квалифицированные программисты, то вместе они реализуют любую задачу».

Осознавая сложность проекта и прямую зависимость результата от концентрации всех усилий, в компании назвали 2015 год Годом ERP. Так обозначили высочайший приоритет этой инициативы.


«Ремит» — «Ремит» — мясоперерабатывающее предприятие, работающее с 2001 года. Базируется в подмосковном Подольске. Численность персонала — 1000 человек. Включает сеть из 51 фирменного магазина и собственную логистику. Ассортимент более чем из 300 наименований ежедневно доставляется в 600 точек в радиусе 500 км от Москвы.


Выбор «водителя»

При выборе информационной системы в «Ремит» в первую очередь смотрели на наличие команды, которая смогла бы реализовать проект и обеспечить его поддержку. Конечно, важны были и сроки внедрения, и стоимость (в том числе независимость от колебаний курсов валют). Также учитывали соответствие системы отечественному законодательству и возможность быстрого обновления при его изменениях.

«Мы отдали предпочтение «1С: ERP Управление предприятием 2.0», потому что этот продукт дал нам свободу как в выборе решений на его основе, так и в разработках, — поясняет Евгений Голубцов. — На тот момент версия «1С: ERP» была последней разработкой фирмы «1С», и в том, что этот продукт нам подойдет, нас убедил интегратор — компания «Абсолют Софт».

Сроки проекта были поставлены очень жестко. Планировалось запустить все контрольные точки за девять месяцев. «В пиковые моменты наш рабочий день продолжался 48 часов. Это время между тем, как ты пришел на рабочее место и ушел с него», — вспоминает Евгений Голубцов.

Финальные аккорды

Система заработала уже через два месяца после начала проекта. Первым блоком шла бухгалтерия (такие процессы, как банк, касса, договоры, покупка и учет основных средств и вспомогательных материалов). Затем к июню 2015 года были запущены контрольные точки на производстве, а в августе — блок сбыта. Главной сложностью было организовать бесшовный переход со старой системы на новую, чтобы предприятие продолжало функционировать без остановки.

Теперь производство полностью контролируется в реальном времени. Можно определить, какой объем продукции дала каждая единица оборудования или какой объем работы выполнил каждый сотрудник, и быстро скорректировать неоптимальные процессы. Сократилось время реакции приборов управления — с двух недель до пары секунд. Ключевые показатели деятельности выводятся на «пульт» директора — для контроля за ситуацией и оперативных управленческих решений.

Ручные операции остались только на этапе регистрации новой партии сырья в системе. В дальнейшем вся информация считывается с штрихкодов. Операторам на производстве система сама подсказывает, когда передавать ту или иную партию, на каком этапе готовности она находится, какие нужны компоненты и проч.

Можно отследить все потери сырья — от этапа размораживания до выпуска готовой продукции. Четко виден брак, который ранее скрывался. Причем видно и то, на каких этапах он образуется, то есть можно его предотвращать или минимизировать. Можно отследить и своевременность действий сотрудников, ответственных за процесс, — чтобы принять необходимые меры.

Благодаря системе оптимизировали около 40% персонала, занятого в процессах контроля перемещений (кладовщиков и др.). Уволены были только неэффективные сотрудники, остальные перешли на других участки. Общая численность персонала после завершения оптимизации не изменилась, поскольку параллельно как раз расширялось производство, что требовало новых кадров. Самое главное — то, что IT-проект помог справиться с резким скачком спроса в сложный период.

Сегодня системой охвачены все производственные и офисные рабочие места. Идет ее «приживление», пользователи осваивают отчеты. В марте 2016 года компания перейдет к самостоятельной эксплуатации и развитию системы. В планах на 2016 год — освоить блоки бюджетирования, документооборота и управления ремонтами.

«Мы еще учимся работать в новой системе, но у всех сотрудников компании уже сформировалось четкое убеждение, что создан фундамент развития нашего холдинга на долгие годы вперед», — комментирует Анатолий Морозов, генеральный директор «Ремит».

Решения Полный контроль
Содержание
Закрыть