Ирина Кондратьева, «Право.ru»
Чего хотят клиенты от юристов? Доклад работающей в области Legal IT компании Peppermint демонстрирует, что они ждут большего контроля работы юристов и становятся более требовательными. Как корпоративные, так и частные клиенты требуют моментальной помощи при решении вопросов, круглосуточного доступа к юристам, прозрачного ценообразования и экономии.
Специальное исследование компании Aderant, проведенное на рынках США, Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, показало, что в 2014 году 98% всех юридических фирм внедрили хотя бы одно технологическое решение, а 37% средних и 49% крупных компаний увеличили долю бюджета, выделяемую на IT.
Тренд первый: компьютер управляет проектами
Время ценится все дороже, а требования клиентов к эффективности работы юриста растут. Результат закономерен: компании все чаще используют современные программы по управлению проектами. Особенно это заметно в корпоративных юридических департаментах — из-за кризиса с них стали требовать больше, а бюджеты сократили. И для оптимизации процессов им срочно понадобились технологичные решения.
Первый шаг к IT-оптимизации — системы управления задачами (task management), которые рассчитывают рабочее время, упрощают коммуникацию, эффективно просчитывают ресурсы и контролируют дедлайны. Большая часть используемых приложений и программ — это облачные сервисы, благодаря которым можно получить доступ к данным из любой точки мира.
Растет популярность решений для координации работы команды — юристов, клиента или привлеченных специалистов, выстроенных по образцу социальных сетей. Особенно близок такой формат молодым специалистам, которые могут делиться информацией, редактировать документы и общаться в единой системе.
Тренд второй: онлайн-биллинг
Идея набирает популярность благодаря совместному с клиентом процессу контроля над бюджетом. Как правило, речь идет об облачном софте, в котором выводятся расходы на юриста в режиме реального времени: программа передает информацию из биллинговой системы фирмы-исполнителя сразу на устройство клиента. Он может установить частоту оповещений, получать оповещения о сумме расходов или же задать вопрос исполнителю по какой-либо части счета. И если клиенту покажется, что он тратит слишком много денег, рабочий процесс легко замораживается одним нажатием кнопки.
«Большинство юрфирм — это небольшие компании, и значительная их часть все еще использует бумажную документацию. Однако смотреть стоит в сторону принятия и выстраивания биллингового процесса вместе с клиентом», — считает Джон Йейтс, партнер компании Morris, Manning & Martin LLP.
Тренд третий: интеграция юридических программ и устройств
Вместе с ростом популярности юридического софта все важнее становится его интегрированность в устройства, в первую очередь мобильные: смартфоны и планшеты. Правда, из одной тенденции вытекает другая: все большее значение приобретает кибербезопасность, которая в связи с распространением облачных сервисов беспокоит юркомпании.
Тренд четвертый: акцент — на анализе данных
Растет значимость для юристов big data — анализа больших массивов данных, по результатам которого все чаще принимаются ключевые решения. Место отвоевывают и технологии будущего — от распознавания речи до искусственного интеллекта, который, как пророчат эксперты, если и не заменит юриста роботом, то уж точно приведет к существенному видоизменению профессии, оставив значительную часть повседневной работы специалиста за бортом.
И все же надеяться исключительно на технологии не стоит, сходятся во мнении эксперты. Помочь новые решения способны только при желании самих юристов скорректировать принципы своей работы.