В конце 2014 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» составило рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов. Согласно ему самым привлекательным для инвесторов городом остается Москва, где сосредоточена основная финансовая инфраструктура страны. На втором месте ожидаемо оказался Санкт-Петербург, при этом Московская область заняла шестую строчку в рейтинге, что, по словам экспертов, является достаточно высоким результатом. Как объясняют в администрации Московской области, подниматься в рейтинге Подмосковью помогают активная работа с инвесторами и комплексный подход к развитию региона.
В 2015 году только на нужды малого и среднего бизнеса администрация региона направила 1,1 млрд руб. В число мер по поддержке сектора МСБ входит частичная компенсация затрат на оплату первого взноса при лизинге оборудования, а также возврат платежей за техническое присоединение к электричеству и газу. «В Московской области мы поставили цель стать лидерами по привлечению инвестиций. Поэтому предусмотрели и заявили ряд инициатив, которые, как мы считаем, позволят сделать вхождение бизнеса в Подмосковье более выгодным. Вместе с тем возникают разные проблемы и барьеры, и я очень рассчитываю, что подобные обсуждения позволят нам услышать о них и немедленно устранить. Мы открыты для совместной работы. Мы не просто ждем, а идем навстречу тем, кто создает рабочие места и поднимает экономику нашего Подмосковья», — заявил на Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года губернатор Московской области Андрей Воробьев.
По словам ведущего аналитика MFX Broker Артема Звягильского, в Московской области серьезно улучшились правила работы с инвесторами — в основном за счет региональных программ по поддержке бизнеса: «В перспективе это должно помочь региону действительно стать одним из лидеров в России по привлечению инвестиций. Но в любом случае без решения вопроса с доступностью инвестиционного финансирования, а также без обеспечения стабильного роста экономики страны в целом обеспечить быстрый рост сферы инвестиций невозможно».
Создание рабочих мест
Привлечение инвесторов, по задумке подмосковных властей, позволит региону решить главную проблему: переориентировать жителей на работу в рамках Подмосковья. Помочь властям в этом должно создание кластеров — площадок для комплексного привлечения инвесторов. Один из первых кластеров появится в городе Домодедово, который традиционно выступает донором рабочих мест в области. Рядом с ним расположен аэропорт, который в настоящее время обеспечивает перевозку 30 млн пассажиров в год. По подсчетам региональной администрации, каждый миллион пассажиров дает дополнительную тысячу рабочих мест в Подмосковье. В числе других потенциальных точек роста подмосковные власти называют Серпуховской район как центр рекреационно-гостиничного направления, а также Сергиево-Посадский район, который предполагается превратить в полноценный туристический кластер. Создание кластеров позволит увеличить количество рабочих мест в самом регионе и сократить ежедневную маятниковую миграцию в Москву. К примеру, в Подольске наблюдается дефицит рабочих мест, в том числе из-за того, что в городе были построены два новых микрорайона на 65 тыс. человек. Однако для эффективного привлечения инвестиций необходимо добиться качественного улучшения транспортной доступности. Для решения этой задачи планируется преобразовать радиальную сеть автомобильных дорог в современную трехуровневую сетевую структуру, основой которой станет ЦКАД. В комплексе с кольцевыми дорогами в регионе будут построены хордовые связи, которые соединят крупные города Московской области. В числе первых появятся 17-километровая хорда между Ярославским и Осташковским шоссе, 25-километровая трасса из Лыткарино в Железнодорожный, а также дорога из Подольска в Раменское протяженностью почти 60 км. Чтобы сохранить историко-культурные и охранные территории, новые хорды пройдут, минуя сложившиеся поселения.
Особую ставку власти Московской области делают на прокладку кольцевого рельсового трамвая, который станет аналогом легкого метро: линии будущего трамвая соединятся при помощи транспортно-пересадочных узлов с пригородным железнодорожным транспортом, наземным метро и автодорогами. Проект предполагает прокладку 245 км путей, из них 57 км — по территории Москвы. В настоящий момент идет работа над первой частью проекта — созданием хордовой линии длиной 66 км по маршруту Подольск — Домодедово — Раменское с заходом в аэропорт Домодедово.
Комплексный подход
Все изменения в регионе должны проводиться в рамках единой стратегии развития. Ее создание — одна из главных задач местных властей. В 2016 году власти должны утвердить генплан Московской области. Это целая система, состоящая из стратегических документов: схемы территориального планирования Московской области — основных положений градостроительного развития, схемы территориального планирования транспортного обслуживания области, генеральных планов и правил землепользования и застройки территорий районов, округов и поселений, региональных нормативов градостроительного проектирования.
А в декабре прошлого года Московская область первой из регионов приняла закон «О благоустройстве». Он систематизировал существовавшие нормативные документы и задал стандарты благоустройства городского и сельского пространства. Областной закон регламентирует все основные параметры развития, включая разработку единого стиля общественных пространств, создание пешеходных улиц, прокладку новых транспортных артерий. Один из приоритетов — комплексное благоустройство дворов. Подмосковный закон о благоустройстве и его реализация заинтересовали и другие регионы. Опыт Подмосковья сегодня перенимают Республика Саха, Санкт-Петербург, Татарстан, Архангельская, Тверская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Владимирская и Калужская области.