Инструменты , Весь мир ,  
0 

Торговое кольцо Подмосковья

Торговое кольцо Подмосковья
Власти Московской области наводят порядок в торговле. Вместо стихийных рынков под открытым небом — современные стационарные здания и ярмарки «Ценопад», на которых контролируется соблюдение санитарных норм и уровень цен. Регион масштабно расширил присутствие собственных производителей в местных магазинах, а также единственный в стране запустил для своих жителей программу «Социальная скидка».

Рыночный механизм

Все рынки на территории России с 1 января 2012 года обязали перейти в стационарные здания. В Подмосковье ситуация казалась особенно острой, ведь здесь сосредоточено больше всего рынков, законных и незаконных. За два с лишним года в Московской области было закрыто 342 несанкционированных рынка. В стационарные здания переехали 215 рынков.
Важный результат: удалось обнулить коррупционную составляющую в сфере рыночной торговли. Решение по любому рыночному объекту принимается в присутствии самого владельца рынка и коллегиально — в рамках областной межведомственной комиссии, в которую входят все представители надзорных и контролирующих органов. Закрыть рынок можно только по решению суда. Прозрачность механизма контроля и надзора за рынками стала поводом для увеличения инвестиций в данный сектор розничной торговли. Инвестиции в модернизацию и развитие рыночного хозяйства Московской области только за период 2013–2015 годов превысили 15 млрд руб.

На смену нелегалам пришли не только крытые рынки, но и новые форматы торговли. Например, ярмарки «Ценопад», которые правительство Московской области называет своим ноу-хау.

Площадная торговля

Программа «Ценопад» действует с весны 2015 года. В отличие от рынков ярмарки путешествуют из города в город. «Ценопады» устраивают на главной городской площади или одной из центральных улиц подмосковных городов в выходные дни. Первый «Весенний ценопад» прошел с 28 февраля по 2 марта в Мытищах.

Основной ярмарочный ассортимент — продукты питания российского и местного производства. Популярность «Ценопадов» растет во многом благодаря низким ценам на товары. Одно из условий участия в ярмарках — продукция должна быть здесь на 20–50% дешевле, чем аналогичные товары в торговых сетях. Качество при этом жестко контролируется: каждый товар должен иметь сертификат и заключение ветеринарно-санитарной экспертизы.

Чтобы сохранить низкий уровень цен, местные власти работают напрямую с производителями или, если товары импортные, с поставщиками. Еще одна причина низких цен — отсутствие арендной платы для участников ярмарки.
«Мы считаем, что «Ценопады» помогают нашим жителям сравнить, как можно торговать и как не надо торговать», — говорит министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников.

В ярмарках участвуют не только крупные компании, но и мелкие фермерские хозяйства — это хорошая возможность продать товар, не тратясь на аренду и не теряя деньги при общении с перекупщиками. По данным на конец лета 2015 года, в проекте участвовали 111 производителей региона. Только на четырех ярмарках в августе было продано 12 т птицы, 8 т говядины и свинины и около 35 т овощей.

На «Ценопадах» можно купить не только еду, но и, например, елецкие кружева или подушки и одеяла местного производства. Перед началом учебного года на ярмарках выделяли ряды для продажи школьной формы и канцтоваров. В канун зимних праздников на «Ценопадах» помимо обычного ассортимента будут продавать новогодние игрушки и елки.

Мы тут местные

Экономические и политические реалии напрямую отражаются на магазинных прилавках. В мае 2015 года в регионе началась планомерная работа по возвращению в розничные сети подмосковных товаров. По данным Минпотребрынка Московской области, до начала реализации проекта заметнее всего в сетях была представлена местная колбаса — до 34%, рыба и продукты рыбопереработки составляли 15–20%, молоко и молочные продукты — 4–17%.

К 1 ноября 2015 года ситуация заметно изменилась: доля подмосковных производителей в сетях выросла до 40%. Местной колбасы и мяса в магазинах теперь 50–60%, рыбы — 30,2%, молочных продуктов — 40–46%.
Изменение ассортимента дает возможность договариваться о скидках. Правительство Московской области заключило соглашения о социальных скидках практически со всеми значимыми ретейлерами в регионе: X5 Retail Group, «Магнитом», «Дикси-груп», международной сетью гипермаркетов «Глобус», сетями «Верный», «Лента», «О’Кей», группой Auchan о скидках в сети «Атак». Скидки начали действовать 1 сентября текущего года. В ноябре к ним присоединилась «Магнолия», свое участие подтвердила также сеть «Монетка».

Социальные скидки в Подмосковье предоставляют сегодня 2,5 тыс. магазинов. По итогам трех месяцев работы проекта «Социальная скидка в Подмосковье» общий оборот покупок, совершенных в рамках проекта, составил 6,64 млрд руб.

По итогам XV Международного саммита Retail Business Russia-2015 Московская область объявлена Регионом года в сфере развития розничной торговли. Лучшим регионом для торговли ее признали сами участники рынка — розничные сети. «Опрос проводился среди членов Ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ, — говорит Алексей Филатов, председатель совета директоров компании BBCG, один из организаторов саммита. — Участников просили оценить инвестиционную привлекательность региона, развитость торговой инфраструктуры, уровень комфорта во взаимодействии с властями». Премия подтвердила статус Подмосковья как территории, благоприятной для инвестиций и развития бизнеса.

Инструментом продвижения местных производителей, в том числе и локальных, стали Торговые сессии Подмосковья. Здесь представители сетей могут заключить соглашения с производителями и поставщиками. В первой сессии 2014 года приняли участие 300 представителей розницы, производители и фермеры региона, а также поставщики алкоголя и продуктов из Крыма. Уже на второй Торговой сессии присутствовали представители не только Московской области, но и восьми российских регионов, а также десяти иностранных государств.

На четвертой Торговой сессии 4 декабря 2015 года было подписано 33 контракта (розничные сети Auchan, «Атак», «Дикси», Х5, «Магнит» и «Лента»). Общая сумма годовых контрактов — 1,2 млрд руб. Один из важных результатов сессии — объявление Auchan о строительстве в Подмосковье самого большого в Европе логистического центра. Инвестиции только на первом этапе проекта «Южные врата» превысят 6 млрд руб. 80% складских площадей предусмотрено под локальных поставщиков — областных производителей, сельхозпроизводителей и фермеров. Склад будет зарегистрирован на территории Московской области, а значит, все налоги будут идти в бюджет региона.

Инновации От Чайковского до «Русской Палестины»
Скачать Содержание
Закрыть