Еще лет десять назад рейтинги для российских юридических компаний не имели значения. «Мы в России жили своей отдельной, внутренней жизнью, а какие-то там рейтинги существовали в параллельной реальности», — вспоминает Игорь Андреев, специалист по работе с международными и российскими рейтинговыми агентствами юридической фирмы ЮСТ.
Сегодня многое изменилось. Число желающих увидеть свою фирму в «списках лучших» год от года растет. Это объяснимо, ведь рейтинги — ориентир для клиентов‑инхаусов. В силу разных причин — от перегруженности до необходимости иметь детальные знания по вопросам, требующим узкой специализации, корпоративные юристы не готовы решать специфические задачи сами. Дорогостоящие разбирательства, сложные сделки, выход в новые регионы — все это бизнес хочет доверить надежному партнеру.
Особенно важно подтвержденное признание на этапе первого обращения, когда доверие еще не появилось. «На результаты рейтинга опираются около 30 % клиентов. Показатель не очень высокий, но это, как правило, самые крупные компании с наиболее денежными проектами», — говорит Александра Старостина, пиар-менеджер «Пепеляев групп».
Упоминание регалий помогает побороться за клиентов на тендерах, где участие в рейтингах часто обязательно. Порой, иронизируют юристы, позиция в рейтинге — отличный способ объяснить выбор подрядчика.
Участие в рейтингах является и дополнительным обоснованием стоимости услуг представителей, когда речь заходит об оплате судебных издержек. «Списки лучших» полезны также при найме сотрудников: это своего рода хорошо отредактированный профессиональный справочник.
Почему «рульфы» пока не доросли до лидерства
За последние годы российские компании усилили позиции в западных топ-листах, хотя им по-прежнему сложно выбиться в лидеры.
Консультанты признают объективность данных, но добавляют: путь наверх непрост. «Фирма может оставаться лидером в своей области, но не участвовать в рейтинге. Для организаторов рейтинга это будет возможной причиной понизить ее позиции. В то же время в силу достаточной консервативности справочников новым лидерам сложно пробиться наверх», — комментирует Ксения Соболева, менеджер по маркетингу и коммуникациям юридической фирмы Goltsblat BLP.
Сложность для «рульфов» заключается еще и в том, что во многих зарубежных компаниях отбор консультантов контролируется головным офисом в Европе или США. Печальный итог: до комплексных проектов российские юрфирмы просто не допускаются.
Снижает шансы на лидерство и невозможность полноценного раскрытия содержания проектов, говорит Александра Старостина. Каким бы выдающимся ни был кейс, если с клиентом подписано соглашение о строгой конфиденциальности, проект рейтинговаться не будет: отношения с доверителем всегда важнее.
Успех зарубежных юрфирм связывают с их опытом и организованностью. На руку «ильфам» играет и масштаб рейтингуемых проектов. «Чем больше у фирмы офисов, ресурсов и опыта в реализации проектов в разных областях права, тем больше у нее возможностей сопровождать самые масштабные и сложные проекты на рынке. Соответственно, и рейтинги такой фирмы выше», — объясняет Флориан Шнайдер, управляющий партнер Dentons по России.
Плюсы и минусы российских юрфирм
Отечественные юридические фирмы имеют значительный вес в отраслях, требующих глубокой вовлеченности в российское право, плотного знакомства с правоприменительной практикой и обычаями делового оборота. Если конкретнее, это корпоративное право, ГЧП, антимонопольное или уголовное право, где «рульфы» занимают практически все пространство.
«Русские хорошо знают правила игры у себя дома, и здесь они могут быть успешнее, чем коллеги — гости из Лондона», — поясняет Игорь Андреев из ЮСТ. Филиалы «международников» могут их потеснить, только если у них работают специалисты с сильным российским опытом, добавляет он.
Но есть практики, где русские «в гостях», а международные юрфирмы «у себя дома» — например, связанные с инвестбанкингом, ценными бумагами, рынками капитала. Россиянам потеснить «ильфов» там, где они создают правила игры, непросто.
Раздел «сфер влияния» между российскими и международными юридическими фирмами в зарубежных рейтингах (самые популярные из них Сhambers & Partners, Legal 500, IFLR1000, а также Best Lawyers, оценивающий уже не фирмы, а самих юристов) выглядит совершенно естественно, уверены эксперты.
На возможную смену лидеров также влияют масштабные законодательные новеллы. «Недавние изменения в корпоративном праве способствуют тому, что российский бизнес, ранее заключавший сделки по английскому праву вне юрисдикции РФ, частично возвращается в российское правовое поле. Это дает «рульфам» шанс немного потеснить «ильфов» с привычных для них высоких позиций рейтингов», — делает вывод Игорь Андреев.
«Право.ru‑300»: что нового
«Право.ru‑300» — первый национальный рейтинг юридических компаний. Ориентируется на него уже не только крупный бизнес, но и средние фирмы, которые хотят получить качественные услуги, не переплачивая при этом за бренд.
В национальных рейтингах у «рульфов» больше шансов быть замеченными, причем достаточно быстро.
«Рейтинг «Право.ru‑300» оценивает прежде всего проектный опыт. Мы не станем «придерживать» фирму, которая участвует в рейтинге впервые. Но мы, конечно, обратим внимание, сколько лет фирма существует на рынке, на динамику ее развития, клиентскую базу», — говорит Екатерина Клейменова, руководитель специальных проектов «Право.ru».
Рейтинг проводится в седьмой раз и является самым масштабным в России исследованием юридического рынка. Число «ильфов» в нем растет. В этом году это такие ведущие игроки, как Herbert Smith, Hogan Lovells, Allen & Overy, Squire Patton Boggs и др.
С другой стороны, есть и компании, которые открылись только в 2016 году. «Некоторые из них сразу заняли достойные позиции в отраслевых группах, потеснив заслуженных игроков. Это связано с тем, что большинство таких компаний образовали выходцы из крупных фирм. Новые компании не смогли поучаствовать в статистическом рэнкинге по выручке, так как методика накладывала ограничения, но претендуют на то, чтобы в следующем году показать серьезные обороты», — поясняет Екатерина Клейменова.
Расширился региональный охват «Право.ru‑300»: в этом году в нем появился общий региональный рейтинг по отраслям права.
В этом году методика рейтинга усложнилась. При анализе учитывалось большее число факторов: разнообразие проектной работы, масштабность и инновационность проектов.
С другой стороны, она стала более открытой. Изменился период исследования: анализ ведется не по календарным годам, а от рейтинга до рейтинга, что при быстро меняющейся экономической ситуации позволяет получить более объективную картину рынка. Увеличилось до десяти количество проектов от компании, появились новые отрасли. В этом году оценивали работу pro bono, научно-просветительскую деятельность, законотворчество.
Одно из важнейших нововведений — опрос клиентов. При анализе требовалось оценить качество, уровень сервиса и соотношение цены и качества. «Если по первым двум показателям клиенты оценили юристов в целом очень высоко, то стоимость услуг некоторых компаний сочли высокой», — говорит Клейменова.
Экспертный совет рейтинга был существенно расширен. Сегодня это 39 человек из таких компаний, как Nike, Siemens, Teva Pharmaceutical Industries, ABBYY, General Electric, МТС, «Роснано», «Интер РАО» и многих других. В 2016 году официальным аудитором рейтинга, который проверяет его результаты на легитимность и соответствие методике, снова стал Deloitte.
«Борьба в этом году была жесткой, и хотелось бы верить, что картина получилась объективной, — резюмировала Екатерина Клейменова. — Цель всех изменений — сделать достоверную и прозрачную карту российского юридического консалтинга, которой могут руководствоваться клиенты при выборе юристов».